Житие святого благоверного великого князя
Александра Невского
(ок. 1220 - 1263)


из книги архимандрита Игнатия (Малышева)
«Краткие жизнеописания русских святых»
(1875)


Дни памяти: 5 июня (23 мая-по старому стилю); 12 сентября (30 августа Перенесение мощей); 6 декабря (23 ноября).


фото Святой благоверный великий князь Александр Невский
Святой благоверный князь Александр Невский

Святой благоверный великий князь Александр Ярославич родился в 1219 году, 30 мая, в городе Переславле.
Благоверный и христолюбивый князь Александр был сын Ярослава Второго, правнук Великого князя Всеволода, сына Владимира Святого, просветителя земли русской.


Мать благоверного Александра, благоверная княгиня Феодосия, своим благочестием и подвижничеством еще при жизни своей приобрела и от современников имя святой княгини. Под надзором благочестивых, нежно любивших его родителей и проходили детские годы жизни благоверного князя Александра.


По тогдашнему обычаю его рано начали учить, и так как при воспитании больше всего заботились тогда о развитии в душе ребенка страха Божия и благочестия, то и учили благоверного князя прежде всего священным книгам – Евангелию, Псалтири, любимой в святой Руси священной книге, в мудрых словах которой наши благочестивые князья искали и находили себе утешение в самые тяжелые минуты своей жизни, когда ни от кого, кроме Господа, нельзя было ожидать ни помощи, ни утешения.


Наряду с книжным обучением в княжеской древнерусской семье много внимания обращалось и на воспитание физическое: на развитие силы и ловкости, уменья владеть мечом и копьем, ездить на коне и т.п., так как князь должен был быть опытным не только в подвигах духовных, но и в подвигах ратных, должен быть не только воином Христовым, но и воином земным, уметь защитить святую Церковь и силою слова и, когда это требовалось, силою меча. И благоверный князь Александр, непобедимый витязь, как называли его современники, в совершенстве усвоил эту сторону княжеского воспитания и для своих соратников был не только руководителем, но и образцом ратной доблести.
Рано начинали подготовлять юных князей и к предстоявшей им правительственной деятельности. И здесь для благоверного Александра высоким примером и образцом для подражания мог служить его знаменитый отец, этот, – по отзыву современников, – страдалец за русскую землю, положивший душу свою за вверенную ему Богом в управление страну.
Но недолго благоверному князю Александру пришлось жить под родительским кровом и попечением; очень рано пришлось ему вступить на самостоятельный жизненный путь. Отец его Ярослав княжил во Владимире, а Александр управлял Новгородом.


В то время шведы собрались большими силами к берегам Балтийского моря, под предводительством короля своего. Они отправились на кораблях, чтобы высадиться на русскую землю и завоевать Ладогу, Новгород и всю Россию. Остановившись близ устья Ижоры, на берегах Невы, при впадении ее в Финский залив, шведский король с гордостью послал сказать князю Александру в Новгород: "Ты должен покориться мне, я уже здесь и пленю землю твою". Благоверный Александр, не имея в наличности войска и не надеясь в скорости собрать его и уведомить других князей, не упал, однако, духом, уповая на Единого Господа и призывая на помощь святых князей Бориса и Глеба.

С малой дружиной отправился он против сильнейшего неприятеля на реку Неву, и приготовляясь к бою, послал одного из приближенных воевод своих, по имени Филиппа, разведать о силе неприятельской. Благочестивый воевода, начальник морской стражи, наблюдая ночью за неприятелем, увидел многочисленные их полчища; в недоумении и страхе возвращался он, чтобы уведомить о том своего князя. На заре, пред утром он видел близ берега ладью с гребцами, покрытых мглой и плывущих к полкам Александра, и на ней двух светлых мужей в багряной одежде, походивших на святых Бориса и Глеба, как изображаются они на иконах.


И слышит Филипп тихие речи беседующих между собой: «Брате Глебе! Поспешим на помощь сроднику нашему Александру; опасность настоит ему». «Добре, брате Борисе», — отвечал другой, и после сих слов видение скрылось. Объятый ужасом Филипп спешил уведомить благоверного князя о чудесном явлении. Блаженный Александр, слушая его с теплыми слезами, прославил Бога и святых угодников его Бориса и Глеба. Около полудня сразился он с неприятелями и множество из них положено было на месте. Самого короля благоверный князь ранил копьем, посрамленный враг бежал с остальным войском. Святой Александр, одержав чудную победу, не силой человеческой, но силой Божией, возблагодарил Господа.


Святой благоверный великий князь Александр Невский
Святой великий князь Александр Невский

Когда Литва, Чудь и немцы вторглись в пределы Новгородские, устремившись на Псков, взяли его и поставили в нем своих наместников, благоверный Александр, не терпя в государстве своем господства иноземцев, согласился с братом своим Андреем защитить Псков. Призвав опять Господа на помощь, с сильной дружиной прошли они Псковские области, одним ударом освободили их от неприятелей и одержали еще над ними славную победу на Чудском озере, положив на месте четыреста ливонских рыцарей. Перейдя границу, Великий князь Александр и в немецкой земле воевал за покушение иноземцев покорить русские области. Магистр Ливонского ордена в страхе ожидал уже русских, под стенами Риги, но Александр заключил с орденом мир и приобрел большую часть Лифляндии. Имя Александра было страшно не только шведам, но и всем пограничным народам.


В то время Батый, хан татарский, покорил землю русскую: жег города, грабил и истреблял селения. Русские, сопротивляясь его несметной силе, много потерпели в не ровной борьбе; князья Юрий и Василько Всеволодовичи и князь Михаил Черниговский с боярином Феодором были убиты. Батый, слыша о мужестве и красоте Великого князя Александра, прислал сказать ему: «Мне покорились все княжества, ты один не хочешь покориться. Если желаешь сохронить свою землю целу и невредиму — приходи ко мне на поклонение, как и прочие русские князья, получившие всю свою власть и честь от меня».


Благоверный князь весьма опечалился и недоумевая, что делать. Он знал зверство Батыя и припоминал, как многие из князей, являясь в Орду, претерпевали мучения за твердое исповедание христианской веры, а другие, не стерпев мучений, отрекались даже от Христа. Рассуждая о сем, благоверный Александр отправился к епископу и, объясняя ему все затруднения, просил его совета как поступить.


 Епископ, выслушав князя, советовал ему ехать в Орду, но с твердым намерением не отвергаться от Христа и не бояться убивающих тело: «Кто душу свою погубит ради Христа, говорил он, тот приобрящет ее в жизни вечной». Воодушевленный словами святителя, блаженный князь готов был идти на мученический подвиг. Он приобщился Святых Христовых Тайн и отправился в путь. Когда Александр прибыл Орду, Батыю сейчас же донесено было о его пришествии, и грозный хан немедленно хотел видеть его.


Но жрецы Батыевы требовали, чтобы князь, по обычаю их, прежде поклонился солнцу и прошел через огонь. «Я христианин, — небоязненно отвечал князь, — не хочу поклоняться твари, а кланяюсь Творцу, в Троице славимому Богу Отцу и Сыну и Святому Духу, создавшему небо и землю и все прочие видимые и невидимые твари». Пристыженные жрецы разгневались и пошли передать слова князя Батыю, который повелел не принуждать князя к выполнению языческих обрядов, а скорее привести его с почестью к себе. И вот величественный князь христианин, славный красотой, разумом и силой предстал перед диким владыкой, поклонился ему и сказал: «Царь! Кланяюсь тебе как царю, которого Бог поставил управлять народом; но твари, созданной для человека, кланяться не буду. Богу Единому Создателю служу и поклоняюсь».


 Батый, пораженный красотой и величественным видом благоверного Александра, перед всеми осыпал его похвалами и с честью повелел ему с братом Андреем идти в Татарию к Великому хану, а сам отправился с большими силами на войну против болгар, где и был убит королем Владиславом.


Великий хан был так доволен Александром, что поручил ему всю южную Россию и Киев. Возвратясь в свое отечество, благоверный князь построил много церквей и собрал рассеянных Батыем христиан. В это время слава о нем дошла и до Рима. Папа Иннокентий Ⅳ посылал к нему двух кардиналов, Гольта и Ремонта, чтобы склонить его к принятию латинской веры: предложения эти были отвергнуты.


Но мятежи не прекращались при Балтийском море и в других западных краях: благоверный князь послал сына своего Димитрия с полками против мятежников, которые были разбиты. Димитрий взял Юрьев (ныне Дерпт) и возвратился в Новгород с пленниками и добычей.


Благоверный Александр не жалел себя для пользы родной земли и неоднократно предпринимал утомительные путешествия в Орду. Однажды, пробыв там шесть месяцев, он на обратном пути занемог и остановился в Городце. Чувствуя приближение смерти и горя любовью к Богу, он принял давно желанное пострижение в схиму, с именем Алексия. Окруженный семейством, в присутствии иноков и игумена, умирающий князь причастился Святых Христовых Тайн, всех с любовью целовал и, простившись со всеми, с миром предал дух свой Господу 14 ноября 1263 года, имея от роду около 50 лет. Тело его перенесено было во Владимир, того же месяца в 23 день.


При отпевании блаженного Александра, когда митрополит стал влагать в руку его отпускную грамоту, усопший сам принял ее, разогнув руку. Все присутствующие, видя такое чудо, единогласно прославили Бoгa, дивного во святых Его, и положили честное тело благоверного Александра в церкви Рождества Богородицы. Различные чудеса совершались при гробе его. В княжение Димитрия Донского видели, что однажды ночью загорелись свечи в Церкви, где лежало тело Александра, и два старца, вышедшие из алтаря, приблизились к eго гробу, говоря: «Александр, встань и спаси правнука твоего Димитрия, одолеваемого иноплеменниками». И велика была помощь его, чтобы освободить Россию от ига монгольского!


Через 462 года мощи его были перенесены Петром Великим в царствующий град Санкт-Петербург и положены в Александро-Невской Лавре, где и доныне почивают.