Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь


Свято-Троицкий-Серафимо-Дивеевский-монастырь
Свято-Троицкий-Серафимо-Дивеевский-монастырь

Православный женский монастырь Нижегородской епархии Русской православной церкви. Расположен в селе Дивеево Нижегородской области. Чтится Поместными Православными Церквями как четвёртый (после Иверии, Афона и Киево-Печерской лавры) «земной Удел Пресвятой Богородицы».


В этой святой обители покоятся мощи преподобногоСерафима Саровского, который оставил множество предсказаний.


Про Казанский собор монастыря святой говорил, что при конце света «церковь эта будет целиком взята на небо». Про другой собор - Троицкий - предсказывал, что «убогий Серафим упокоится здесь телом».


ЧЕТВЕРТЫЙ УДЕЛ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ


Икона Преподобного Арсения Коневского. Фото.
Видение Божией Матери — матери Александре

Около 1758 года в Киево-Флоровский Вознесенский женский монастырь приехала богатая помещица Ярославской, Владимирской и Рязанской губерний, вдова подпоручика Агафия Семеновна Мельгунова со своей дочерью, которой на тот момент исполнилось три года, где приняла монашеский постриг с именем Александры и проводила жизнь в посте и молитве под руководством старцев Киево-Печерской Лавры. Однажды после долгого полунощного молитвенного бдения, будучи то ли в легкой дремоте, то ли в ясном видении, сподобилась матушка Александра видеть Пресвятую Богородицу и слышать от Нее следующее: «Это — Я, Госпожа и Владычица твоя, Которой ты всегда молишься. Я пришла возвестить тебе волю Мою. Не здесь хочу Я, чтоб ты окончила жизнь свою. Но как Я раба Моего Антония вывела из Афонского Жребия Моего, Святой горы Моей, чтоб он здесь, в Киеве, основал новый Жребий Мой, лавру Киево-Печерскую, так тебе ныне глаголю: изыди отсюда и иди в землю, которую Я покажу тебе. Иди на север России и обходи все великорусские места святых обителей Моих. И будет место, где Я укажу тебе окончить богоугодную жизнь твою, и прославлю имя Мое там, ибо в месте жительства твоего Я осную великую обитель Мою. Иди же, раба Моя, в путь, и благодать Божия, и сила Моя, и благодать Моя, и милость Моя, и щедроты Мои — да будут с тобою!»


Агафья Семеновна рассказала о видении старцам Киево-Печерской Лавры, и они, признав видение истинным, благословили ее отправляться в путь, указанный ей Богоматерью.


Фото. Свято Троицкий собор.
Свято-Троицкий собор

Стезя ее лежал к одной из знаменитых русских обителей - Саровскому монастырю. Он находился в глубине глухих лесов на высокой горе, в месте слияния двух небольших речек - Сатиса и Саровки. Место это было необыкновенно красиво. Монастырь отличался строгостью устава, устроенного по примеру Афонского. Пещеры, выкопанные в горе, были местом подвигов первых саровских затворников-подвижников. Тысячи и тысячи богомольцев шли на это намоленное место, чтобы приобщиться к благодати святого места, испросить совета и благословения мудрых и духоносных старцев.


Не доходя двенадцати верст до Сарова, в селе Дивеево матушка Александра остановилась для отдыха у деревянной приходской церкви. Здесь она в легкой дремоте вновь увидела Божию Матерь. «Вот то самое место, которое Я повелела тебе искать на севере России... И вот здесь предел, который Божественным Промыслом положен тебе: живи и угождай здесь Господу Богу до конца дней твоих. И Я всегда буду с тобою, и всегда буду посещать место это, и в пределе твоего жительства Я осную здесь такую обитель Мою, равной которой не было, нет и не будет никогда во всем свете. Это Четвертый Жребий Мой во вселенной. И как звезды небесные и как песок морской умножу Я тут служащих Господу Богу и Меня Приснодеву, Матерь Света, и Сына Моего Иисуса Христа величающих; и благодать Святого Духа Божия и обилие всех благ земных и небесных, с малыми трудами человеческими, не оскудеют от этого места Моего возлюбленного».


После этого мать Александра в великой радости пошла в Саровскую пустынь и просила вразумления у старцев, которые посоветовали ей исполнить все указанное ей Царицею Небесною и благословили поселиться в двух верстах от села Дивеева в деревне Осиновке. После смерти единственной дочери, мать Александра продала все свои имения, и около 1767 года вернулась и поселилась в селе Дивееве у приходского священника Василия Дертева. Она выстроила себе келью на его дворе и прожила в ней двадцать лет. В 1773-1780 годах ее усердием была сооружена каменная Казанская церковь с приделами во имя святителя Николая и первомученика архидиакона Стефана, на том самом месте, где явилась ей Царица Небесная.


ОСНОВАНИЕ КАЗАНСКОЙ ОБЩИНЫ


По совету Саровских старцев Пахомия и Исайи и с разрешения Владимирского епархиального начальства Агафья Семёновна в 1788 году испросила у местной помещицы Ждановой пожертвовать 1300 кв. сажен своей усадебной земли расположенной поблизости от Казанской церкви, для устройства общины. Преподобная Александра построила здесь три келии и оградила строения деревянной оградой. Одну келию заняла сама с послушницей, в другой пригласила жить еще трех послушниц, а третью предоставила для паломников, идущих в Саров. Жила община по строгому Саровскому уставу. Наставником сестер был Саровский старец Пахомий. Пища привозилась один раз в сутки с Саровской трапезы. Сестры вели жизнь нестяжательную, в трудах и молитвах.


Провидя свою кончину, мать Александра просила отца Пахомия не оставлять послушниц Казанской общины и позаботиться о будущей обители, обетованной ей Царицей Небесной. Отец Пахомий ответил: «Послужить по силе моей и по твоему завещанию Царице Небесной и попечением о твоих послушницах не отрекаюсь..., но как же и браться за то, не зная, доживу ли до этого времени. А вот иеродиакон Серафим, духовность его тебе известна, и он молод, доживет до этого, ему и поручи это великое дело». Матушка просила отца Серафима не отказываться от святого послушания Царице Небесной. «Она же и поможет тебе в свое время сделать все необходимое». За неделю до ее кончины, в начале Петрова поста (начало которого в тот год пришлось на 4 июня) мать Александру постригли в великий Ангельский образ с именем Александры. В день кончины она приобщилась Святых Таин и блаженно отошла ко Господу 13 июня 1789 года.


После смерти первоначальницы Дивеевской общинки матери Александры осталось три послушницы. Выбирая между собою старшую, они поставили начальницей Анастасию Кирилловну, которая в продолжении семи лет собрала в общину до 52 сестер. Управление ее ничем особенным не отличалось, но прошло прекрасно, тихо, с соблюдением установлений матери Александры. Во всем она благословлялась у духовника отца Пахомия, который до последнего дня своей жизни продолжал отечески заботиться о послушницах Дивеевской общины.


С кончиной отца Пахомия в 1794 году община потеряла своего заботливого благодетеля и отца. Батюшка Серафим в то время начал свою затворническую жизнь и не мог заниматься делами общины. В 1796 году скончалась Анастасия Кирилловна, и начальницей общины по выбору сестер была поставлена Ксения Михайловна Кочеулова. Отец Серафим уважал мать Ксению, называл ее «огненным столпом до неба», но не одобрял ее чрезмерную уставную строгость, так из 52 выбыли в первый год ее управления 40 человек, но затем стали прибывать новые, так что в 1825 году в общине снова собралось до 50 сестер. Начиная с 1822 года они стали обращаться за духовными советами к батюшке Серафиму, который не вышел тогда еще из затвора, но начал уже принимать посетителей.


Основание Мельничной общины


Мельничная община.

Преподобный Серафим хотел ослабить суровость устава Казанской общины. Батюшка хотел научить сестер простосердечию жизни и легчайшему получению благодати Духа Святого именно тем способом, какому и сам научился из многолетней личной опытности, но Ксения Михайловна не согласилась, говоря, что им уже дан устав Саровским строителем Пахомием. Тогда о. Серафим оставил их и обратился к прежнему пустынножительству, будучи успокоенный, что запове́дала ему великая старица мать Александра более не лежит на его совести.


25 ноября 1825 года батюшка Серафим пробирался через лес к своей дальней пустыньке. И вдруг на берегу реки Саровки увидел Божию Матерь в сопровождении апостолов Петра и Иоанна Богослова. «Зачем ты хочешь оставить заповедь рабы Моей Агафьи — монахини Александры? — сказала Богоматерь. — Ксению с сестрами ее оставь, а заповедь сей рабы Моей не только не оставляй, но и потщись вполне исполнить ее: ибо по воле Моей она дала тебе оную. А Я укажу тебе другое место, тоже в селе Дивееве: и на нем устрой обетованную Мною обитель Мою». Богоматерь велела взять из Казанской общинки восемь сестер, которых назвала по именам, и с ними начать Ее обитель. Место Богоматерь указала на востоке Дивеева, напротив алтаря Казанской церкви, приказав обнести это место канавой и валом, для обители срубить из Саровского леса ветряную мельницу и кельи, а затем построить церковь в честь Рождества Ее и Сына Ее Единородного. Устав для обители Матерь Божия дала батюшке новый и нигде до того времени не существовавший. Непременным было правило о приеме в обитель одних лишь девиц, о которых Сама Она изъявит Свое благоволение.


9/22 декабря 1826 года, в праздник Зачатия праведной Анны, состоялась закладка мельницы на месте, указанном преп. Серафиму Царицей Небесной. «В зачатие праведной Анны и я хочу зачать обитель!» - торжественно объявил в этот день Старец. Новая общинка стала называться Мельничной.


Строительством церкви заведовал преданный ученик и друг отца Серафима Михаил Васильевич Мантуров, которого батюшка исцелил от тяжелой болезни. В благодарность Богу и по благословению отца Серафима Мантуров продал свое имение, все средства употребив на устроение Дивеевской обители, сам же при этом жил в нищете.


Не имея еще келии, сестры до глубокой осени жили на самой мельнице и занимались работами. В конце октября построили келию, и в ней все поместились. Через некоторое время отец Серафим приобрел для них житницу и благословил им строить другие келии для вновь приходящих сестер.


В 1833 году в Мельничной общине было 19 келий, в которых жили 73 сестры. Обе женские общины, хотя и разнохарактерные, нисколько не мешая друг другу, жили в мире и согласии. Говоря о двух общинах преподобный Серафим всегда подчеркивал их раздельность, полную друг от друга независимость и всецелую самостоятельность.


Сестры должны были вести строгую жизнь и кроме духовных подвигов заниматься физическими трудами. «Послушание паче поста и молитвы», - часто повторял им Батюшка. «Не смущаться и не огорчаться, - велел Преподобный, - малым молением или невозможностью исполнить все монашеству положенное по действительно крайнем недосуге, стараясь лишь непременно и хотя бы на ходу, никогда не прерывая умной молитвы, прочитывать утром, среди дня и на ночь данное им правильце, да, если возможно, всем положенное общее правило, а уж если нельзя, то как Господь поможет!


В 1833 году в Мельничной общине было 19 келий, в которых жили 73 сестры. Обе женские общины, хотя и разнохарактерные, нисколько не мешая друг другу, жили в мире и согласии. Говоря о двух общинах преподобный Серафим всегда подчеркивал их раздельность, полную друг от друга независимость и всецелую самостоятельность. После смерти батюшки Серафима Мельничная девичья обитель самостоятельно просуществовала всего десять лет. В мирную жизнь сестер двух общин - Мельничной и Казанской - самовольно стал вмешиваться саровский послушник Иван Тихонов (впоследствии иеромонах Иоасаф).


Батюшка Серафим при жизни запрещал ему это, но честолюбивый послушник в мечтах видел себя попечителем и духовником обители. В 1842 году Иван Толстошеев выхлопотал указ об объединении двух общин. Он старался обратить к себе сестер, отвлечь их от исполнения заветов великого Старца. 29 лет продолжалась смута, результатом которой стали нищета и долги: в обители нечем было даже замесить хлеба, а главное — разладилась духовная жизнь.


Смута завершилась после личного вмешательства Государя и Святейшего Синода в 1862 году, когда община была возведена в монастырь и игуменьей ее стала монахиня Мария (Елисавета Алексеевна Ушакова).


Справедливость в Четвертом Уделе Божией Матери была восстановлена благодаря участию таких благодатных угодников Божиих, как свт. Филарет (Дроздов), митрополит Московский, свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский, преп. Антоний (Медведев), наместник Троице-Сергиевой Лавры, архиепископ Воронежский Антоний (Смирницкий) и других.


Преобразование общины в монастырь


Указом Святейшего Синода от 10 февраля 1861 года объявлено было о возведении состоящей в Ардатовском уезде Дивеевской женской общины на степень третьеклассного общежительного монастыря.


В начале 1862 года митрополит Московский Филарет писал об этом событии наместнику Троице-Сергиевой Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Молитвы отца Серафима победили. Святейший Синод определил Дивеевскую настоятельницу Елисавету постричь и произвести в игуменью». Так сбылись пророческие слова отца Серафима, сказанные в разговоре с одной из Дивеевских сестер: «Запомни, матушка, у вас на двенадцатой начальнице устроится монастырь». Елизавета Алексеевна Ушакова была посвящена в сан игуменьи 17 ноября 1862 года с наречением имени Марии. Устав в монастыре был взят Мельничной Серафимовой Дивеевской общинки, поэтому весь монастырь стал называться Серафимо-Дивеевским. Сестры с благоговением соблюдали заповеди батюшки Серафима.


ЖИЗНЬ МОНАСТЫРЯ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА


За годы управления монастырем игуменией Марией (Ушаковой) с 1862 по 1904 гг. обитель в основном приобрела свой неповторимый архитектурный облик, сохранившийся до наших дней. Были построены предсказанный преп. Серафимом Троицкий собор (освящен в 1875 г.), игуменский корпус (1885 г.) с храмом св. равноап. Марии Магдалины (1901 г.), трапезный храм во имя св. блгв. князя Александра Невского (1895 г.), колокольня (завершена в 1902 г.), а также около 30 корпусов для послушаний и жилья сестер. Основной доход монастырю приносили многочисленные мастерские: рукодельная, где вышивали золотом и шелками, а также гладью по батисту и полотну, живописная, литографическая, где также занимались фотографией и метахромотипией (переведением гравированных картин на жесть, камень и дерево), резьбой по металлу и переплетным делом.


Фото Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь.
Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь.

Монастырские нужды обеспечивали хлебное, просфорное, свечное, портновское, ризное, манатейное послушания (манатея - тонкая домотканая шерсть). В свиточном шили свитки (рубашки) для саровской братии, до 400 штук ежегодно. Множество корпусов занимали хозяйственные послушания: стекольное, красильно-малярное, погребное, огородное, садовое, мельничное. В монастыре был очень большой фруктовый сад. Имелся молотильный корпус и две житницы. В трапезу, просфорню и богадельню была проведена вода из водокачки, снабжающей потребным количеством воды весь монастырь и две бани. У главных ворот монастыря были устроены иконная и бакалейная лавки и караулка.


В отдельных корпусах помещались богадельня для тяжело больных и престарелых сестер, зубоврачебный кабинет и больница. При монастыре был устроен приют для девочек, преимущественно сирот, где их учили священники, а рукоделию и духовному пению обучали сестры обители.


Вне ограды монастырю принадлежали гостиницы (как для дворян, так и для простого народа), конный двор с необходимыми постройками: кузницей и двумя избами для рабочих, а также пять домов для священников и диаконов с надворными строениями и садом. При монастыре было три штатных священника и один диакон.


Хор сестер был многочисленный. Пение было доведено до высокой степени совершенства, и все службы, даже в будничные дни, отправлялись благоговейно и торжественно.


К началу ХХ века Серафимо-Дивеевский монастырь стал крупнейшим иноческим общежитием. «Это не монастырь, а целая область, раскинувшаяся на три версты», - так отозвался о нем Нижегородский епископ Иоанникий. Только благоустроенное, хорошо отлаженное хозяйство позволяло содержать в порядке монастырь.


В те годы приезжавшие в Дивеево видели и слышали, что дивеевские сестры жили и дышали батюшкой Серафимом. «Батюшка сказал!» - поминутно слышалось в их разговорах. С. А. Нилус так писал об обители в 1900 году: «Святыня - это весь Дивеев и вся его святая любовь, которая прорывается, бьет ключом из каждого уголка этого удивительного места, из каждой келлии, из каждого ласкового слова как самой игумении, так и всех виденных мной сестер».


После кончины игумении Марии в 1904 году по ее указанию сестрами была выбрана в игумении казначея монахиня Александра (Траковская), остававшаяся настоятельницей обители до ее закрытия. В 1917 году в монастыре проживало по списку 270 монахинь и 1474 послушницы, а численность населения с. Дивеево была всего 520 человек. В 1919 г. монастырь был преобразован в трудовую артель, но храмы не были закрыты, богослужения продолжались. Все земли, хозяйства, хутора - все было изъято. Сестрам пришлось нести трудовую повинность: работать на национализированной земле, получая за это паек.


Фото Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь.
Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь.

Но несмотря на трудности жизни, обитель до разгона в 1927 году была крупным паломническим центром и принимала тысячи людей, тянувшихся в эти трудные годы к святыням Дивеева.


После кончины игумении Марии в 1904 году по ее указанию сестрами была выбрана в игумении казначея монахиня Александра (Траковская), остававшаяся настоятельницей обители до ее закрытия. В 1917 году в монастыре проживало по списку 270 монахинь и 1474 послушницы, а численность населения села Дивеево была всего 520 человек. В 1919 году монастырь преобразовали в трудовую артель, но храмы не были закрыты, богослужения продолжались. Земли, хозяйства, хутора — все было изъято. Сестрам пришлось нести трудовую повинность: работать на национализированной земле, получая за это паек. Но несмотря на трудности жизни, обитель до разгона в 1927 году оставалась паломническим центром и принимала тысячи людей, тянувшихся в эти трудные годы к святыням Дивеева.


МОНАСТЫРЬ ОТ РАЗОРЕННИЕ ДО ВОССТАНОВЛЕНИЯ


Батюшка Серафим говорил: «Придет время и мои сиротки в Рождественские ворота посыпятся как горох». Недоумевали сестры: «Какие же это ворота будут?» В 1927 году на праздник Рождества Богородицы начался разгон. В проповеди на Литургии в этот день епископ Дмитровский Серафим (Звездинский) сказал сестрам: «Монастырь закрывается, но монашества с вас никто не снимает. Сейчас каждой из вас поднесена Чаша, и кто как ее выпьет, насколько достойно? До сих пор вы горели одной общей свечой, а теперь разделяетесь на отдельные маленькие свечечки. Нужно сохранить этот огонь».


Так сбылось предсказание батюшки Серафима. В недельный срок монастырь (трудовую артель) закрыли. В те дни, когда разгоняли монастырь, лил дождь. Казалось, плакала вся природа. Дождь очень затруднял сестрам переезд, особенно старым и больным, жившим в богадельне. После последней службы на Воздвижение многие больше никогда не увиделись и не вернулись в Дивеево. Большинство сестер рассеялось по округе, некоторые уехали домой. Монастырь оказался за стенами обители.


Игумения Александра с близкими сестрами поселилась в Муроме. Там она сохранила часть дивеевских святынь, которые потом передала своей келейнице монахине Марии (Бариновой), а та, в свою очередь, - протоиерею Виктору Шиповальникову (многие святыни были им переданы возрожденному монастырю в 1999 г.).


Молитвенная богу угодная жизнь монахинь не прекращалась все эти годы ни на один день. Сестры тайно собирались на молитвы, правила не оставляли. До закрытия (1937 г.) ежедневно ходили на службу в Казанскую церковь. Многих арестовывали, ссылали в лагеря, расстреливали. В рассеянии монастырь просуществовал до конца 40-х годов. Сроки заключения и ссылок заканчивались, и сестры снова понемногу собирались вокруг обители. Настали хрущевские гонения на веру христианскую. Службы и требы совершались тайно по домам заезжими священниками. По благословению Святейшего Патриарха Пимена сестры принимали монашеские постриги.


Возрождение духовной и церковной жизни в с. Дивееве началось в 1988 году, когда верующим разрешили купить дом над Казанским источником и перестроить его для церкви. В Лазареву субботу 22 апреля 1989 года освятили деревянную церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. В самом конце апреле 1990 года, в день Похвалы Пресвятой Богородицы, был вновь освящен Троицкий собор монастыря.


21 июля 1991 года было объявлено в печати решение Священного Синода о возобновлении Серафимо-Дивеевского монастыря. 29 июля в Дивеево торжественно прибыли святые мощи преподобного Серафима Саровского, обретенные чудесным образом в 1990 г. в Ленинграде в запасниках Музея религии и атеизма.


17 ноября 1991 года митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов) празднично, при большом стечении народа посвятил в сан игумении Серафимо-Дивеевского монастыря монахиню Сергию (Конкову), до этого времени исполнявшую послушание благочинной в Спасо-Преображенской пустыни Рижского монастыря.


СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ В НАШИ ДНИ


Пророчества преподобного Серафима чудотворца о величии и судьбоносности монастыря начинают постепенно сбываться. В обители сейчас более 400 сестер. Желающие подвизаться здесь проходят испытательный срок. «Сама Матерь Божия обителью управит, всему Она Сама научит, все устроит и укажет, кого нужно изберет и приведет, кого нет - ими же весть судьбами изженет из обители Своей; что полезное утвердит, что не полезное разорит и все, все Сама совершит, как Ее токмо единой воле здесь то угодно!» - говорил батюшка Серафим


Важными событиями в жизни монастыря явились торжества 100-летия канонизации и 250-летия со дня рождения преподобного Серафима Саровского, отмеченные в 2003 и 2004 годах всеми православными христианами. На праздновании 100-летия со дня прославления преподобного Серафима в Сарове и Дивееве богослужения возглавлял Святейший Патриарх Алексий Ⅱ. На Божественной литургии в Дивееве Патриарху сослужили представители Константинопольского, Александрийского, Антиохийского, Иерусалимского Патриархатов, архиереи почти из всех епархий России, Украины, Белоруссии и Эстонии, а также иерархи Православных Церквей: Грузинской, Сербской, Румынской, Болгарской, Кипрской, Элладской, Албанской, Польской, Чешских земель и Словакии, Православной Церкви в Америке и Японии. Сэров и Дивеево посетили представители власти и дома Романовых. «Поклониться одному из самых почитаемых в России святых прибывают паломники из Ирландии, Великобритании и Австралии», — отмечал епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий.


В день торжеств, Святейший Патриарх Алексий Ⅱ обратился к верующим со словами приветствия: «В одном из предсказаний преподобного говорится, что среди лета запоют Пасху. Разве не Пасха сегодня у нас, когда мы вместе прославляем память и отмечаем 100-летия со дня канонизации преподобного Серафима Саровского?.. Пусть каждый из вас унесет эту пасхальную радость от общения с преподобным. Я желаю, чтобы молитвы преподобного Серафима укрепляли бы, давали бы силы, мужество, давали бы внутренний духовный мир каждому из вас на вашем жизненном пути. С праздником всех вас, дорогие мои!»


По всему миру рассеяны люди, духовно близкие к Дивеевской обители, которые однажды побывав в этом месте, убедились в правде слов преп. Серафима, что «счастлив всяк, кто у убогого Серафима в Дивееве пробудет... от утра и до утра, ибо Матерь Божия, Царица Небесная, каждые сутки посещает Дивеево». Благодетельствуя обители, они помнят обещание преподобного: «Кто заступит за них (дивеевских сестер) и в нужде защитит и поможет, изольется на того велия милость Божия свыше. Кто даже воздохнет да пожалеет их, и того Господь наградит».


Святыни села Дивеево — Канавка Царицы Небесной


Святая Канавка - одна из главных святынь монастыря


Канавка Царицы Небесной.
Канавка Царицы Небесной.
777 метров – длина канавки

Святую Канавку начали возводить при жизни преподобного Серафима, а повелела ему это сделать Сама Царица Небесная. В 1825 г. Богородица явилась преподобному Серафиму и повелела основать Мельничную общину, указав, как следует обнести это место канавой и валом.


Богородица двенадцать раз являлась праведному старцу. «Я по своей воле в монастыре ни одного камешка не поставил, только по указанию Царицы Небесной», - говорил батюшка и наказывал, что ширина Канавки должна быть 3 аршина (1 аршин - 71 см), глубина рва также 3 аршина, а землю, которую выкапывают, надо кидать вовнутрь обители, да так, чтобы высота рва стала тоже 3 аршина. Для укрепления вала Преподобный велел насадить крыжовник. «Земелька эта будет как золото цениться», - предрекал старец, объясняя это тем, что по Канавке каждый день проходит Богородица, которая взяла Дивеево в Свой четвёртый Удел.


Именно про Канавку заповедал Батюшка Серафим: «Если бы вы знали, какая это Канавка, - это ограда до небес! Когда век-то кончится, сначала станет антихрист с храмов кресты снимать да монастыри разорять и все монастыри разорит!А к вашему-то подойдёт, а Канавка-то и станет от земли до неба, ему и нельзя к вам взойти-то, нигде не допустит Канавка, так прочь и уйдёт».


По слову Святого Серафима: «Кто Канавку пройдёт да 150 раз произнесёт про себя молитву «Богородице Дево, радуйся», тому здесь будет и Афон, и Иерусалим, и Киев», - говорил батюшка.


Богородице Дево, радуйся,


Благодатная Марие, Господь с Тобою,


Благословенна Ты в женах


и благословен плод чрева Твоего,


яко Спаса родила еси душ наших


Аминь.


В день, в монастыре подсчитали, по Канавке проходит до тысячи паломников - столько людей кормят в паломнической трапезной монастыря.


Множество святых мест на Руси, но только в Дивеево Божия Матерь каждый день с нами. Преродобный Серафим говорил, что Царица Небесная Сама Своим пояском измерила и ежедневно проходит по Канавке, обходя Свой Удел и благословляя всех. Вот почему заповедал великий Саровский старец, чтобы паломники обязательно пробыли в монастыре не менее суток, тогда им с Матушкой Богородицей будет не разминуться.


Канавка Царицы Небесной.
Канавка Царицы Небесной.

Сестры медлили начинать копать из-за непомерно тяжелой работы. И вот, однажды как-то раз очередная сестра ночью вышла из кельи и видит, что Батюшка Серафим в белом балахончике сам начал копать Канавку. В испуге и радости, вбегает она в келью и всем сестрам это сказывает. Все выбежали на это место, и, увидав Батюшку, поклонились ему в ноги, но, поднявшись, не нашли уже его. Только лопата и мотыжка лежали на земле. С аршин уже была выкопана Канавка. Другая сестра была накануне у Батюшки в Саров и ночевала в его пустыньке. А утром он ее посылает:
«Гряди, матушка, скажи девушкам, пусть сегодня начинают канавку рыть, я там был и сам начал ее». Шла она и недоумевала, как это Батюшка ходил в Дивеево? Приходит она в монастырь, а там сестры ей наперебой рассказывают, как видели Батюшку. А она им свое рассказала. Сестры, пораженные таким чудом, не откладывая, начали работу. Рыли три года и закончили к празднику Рождества Христова, а вскоре, 2(15) января преподобный Серафим отошел ко Господу.


Землицу Канавки Царицы Небесной наказал Батюшка брать паломникам для исцеления: «Будут приезжать посетители, и глинку с Канавки будут брать на исцеление, и будет она вместо золота». Зная это, православные люди набирают землицу развозят ее, как драгоценное сокровище, и множество исцелений происходит от этой землицы.»




Адрес монастыря:

607320, Нижегородская область
Дивеевский район с. Дивеево
Серафимо-Дивеевский монастырь


http://www.4udel.nne.ru