Крестовоздвиженский собор Святыня на Кий-острове в Белом море
(Архангельская обл.)


фото.  Кийский крест с предстоящими (Поклонение Кресту).
Кийский крест с предстоящими (Поклонение Кресту)
Икона. 1780 г. ГИМ, Москва

Остров Кий иногда называют малой жемчужиной Беломорья, он расположен в Онежском заливе Белого моря, в 15 км от города-порта Онеги.

Кийский архипелаг состоит из скалистых островков, причем самый большой из них Кий-остров, он вытянут строго с севера на юг, его длина не превышает 2,5 км, а ширина и того меньше – порядка 600 м., этот остров и дал название всему архипелагу.


Кий-остров не случайно был выбран для сооружения монастыря. Значительную роль в выборе места сыграло взаиморасположение 11 островов архипелага: Кий-острова, Переймы Первой, Переймы Второй и Переймы Третьей, и завершается нагромождением голых красно-бурых камней, называемых «Гранатовый браслет».


С запада от Гранатового браслета и Третьей Переймы расположен остров Фаресова луда. На юго-запад от Кий-острова в нескольких километрах от него, из моря поднимаются красновато-серые, поросшие лишайником, вершины трех маленьких островов – «луд»: двух Солдяных и одной – Избеной. С южной стороны от Кий-острова в полукилометре от него находится Крестовая луда, а в двух километрах — Гаронтьев остров. Скалистые берега этих островов вместе с сильно вдающейся в море косой отходящей от юго-восточного края Кий-острова создают красивую бухту, хорошо просматривающуюся со стороны г. Онеги.


Название острова трактуется многими исследователями как производное от вопроса, заданного Никоном, увидевшем спасительную землю: «Кий (какой) остров?» Есть и другое предположение. На языке саамов, в древности заселявших Поморье, слово «кий» означает след зверя или дикого оленя. Но наиболее вероятной все-таки является происхождение названия острова от другого слова, встречающегося у северных народов – «камень». Действительно, ключевым ландшафтом Кийского архипелага являются гранитные (каменные) скалы.


Хотелось бы отметить, что первое письменное упоминание об острове встречается уже в 1556 году в сотной грамоте Турчасовского стана – знаменитого в XVI в. центре административной и экономической жизни Онеги, среди прочих земельных вотчин его жителей.


Архитектурный ансамбль Кийского Крестного монастыря необычайно интересен. Вполне естественно, что он давно привлекает внимание исследователей и путешественников. Монастырский комплекс занимает небольшую по площади территорию в юго-западной части острова. Он представлен разнообразными по характеру памятниками ХVII–ХIХ вв.: каменными и деревянными, культовыми и гражданскими. Среди их строителей были жители вотчин Крестного монастыря, которые славились плотницким и кузнечным ремеслом. Кроме них были приглашены каменщики и кирпичники из Каргополя, Кириллова, Белозерска, а в устье Онеги были выстроены печи для обжига кирпича (экономические соображения диктовали необходимость использования местных строительных материалов, среди которых были камень, дерево, глина. Из каменных пород в дело шли островной темно-серый гранит и известняк, каменоломни которого находились в среднем течении Онеги в районе Бирючевских порогов).


ОСНОВАНИЕ МОНАСТЫРЯ


Крестовоздвиженский собор. Фото.
Строения Онежского Крестного монастыря.
Слева — фрагмент колокольни, справа — Крестовоздвиженский собор (1660)

Новая история острова началась в 1639 году, когда будущий патриарх Никон, тогда еще иеромонах Анзерского скита Соловецкого монастыря, после конфликта с основателем скита преподобным Елеазаром решает покинуть монастырь. Близ устья Онеги «малый кораблец», на котором находился Никон и другие путники, застигла великая морская буря, и едва не утопила путешественников и их небольшое суденышко. «Но, уповающе насилу Божественнаго Животворящаго Креста, спасение получихом пред Онежским устьем, к пристанищу к Кию острову, и славу воздахом Распеншемуся на Кресте Господу нашему Иисусу Христу о оном избавлении.» — писал впоследствии Никон.


Тогда же Никон, следуя поморскому обычаю, поставил на острове крест — «Будуще же тогда на том острове, на воспоминание того своего спасения водрузихом на том месте Святый и Животворящий Крест». И даёт обет воздвигнуть на этом острове монастырь.


Через 13 лет в 1652 году Никон вновь посетил остров, некогда спасший ему жизнь. Остров был все так же пустынен, а крест, поставленный Никоном, все еще стоял. Теперь он был митрополитом Новгородским и сопровождал из Соловецкого монастыря в Москву чудотворные мощи митрополита Филиппа (Колычёва). И дал обет построить, если Богу будет угодно, на Кие монастырь. Только в 1656 году, уже будучи Патриархом, он приступил к исполнению своего обета, испросив надлежащую грамоту у царя. Официально монастырь основан по грамоте царя Алексея Михайловича, данной 13 июня 1656 года.


Царская грамота


Фото. Царя и Великий Князь Алексий Михайлович.

От Царя и Великого Князя Алексия Михайловича всея великия и малыя и белыя России самодержца в Каргополь воеводе нашему Феодору Игнатьевичу Малыгину.


Бил нам челом отец наш и Богомолец Великий Государь, Святейший Никон Патриарх Московский и всея великия и малыя и белыя России в прошлом де 147 году, как он, Великий Государь Святейший Никон Патриарх, ехал из Анзерскаго скита, и в те де поры от морскаго великаго волненья едва не потоплен, но уповая на силу Животворящаго Креста спасен пред Онежским устьем к пристанищу к Кий-острову и на воспоминание водрузил на том месте крест. И как де по нашему, Великаго Государя, указу в 160 году посылай он по мощи Филиппа митрополита в Соловецкий монастырь и с мощами морем едучи, на том месте благоволил Бог ему пристать и тот честный крест, который он прежде на том месте водрузил, силою Распятаго на нем стоит в целости, а тот де остров пуст и никаких угодий нет и быть тут жилецким людям нельзя, потому что голый камень, и силою того де Креста, который водрузил, мнози веру держаше к нему, от морскаго потопления спасаются, а какде с мощами чудотворца Филиппа стоял и обещался поставить церковь и монастырь соорудить, гречески Ставрос, а русски Крестный, во имя Честнаго и Животворящаго Креста и святого священномученика Филиппа, митрополита, и нам отца нашего и Богомольца Великаго Государя Святейшаго Никона Патриарха Московскаго и всея великия и малыя и белыя России пожаловать, повелеть ему на том острову поставить крест свой на рамо и по¬следовать Христу. И мы, Великий Государь, отца нашего и Богомольца Великаго Государя Святейшаго Никона Патриарха пожаловали, велели ему по обещанию на том острову церковь поставить и монастырь соорудить, именуемый Ставрос. И как тебе сия наша грамота придет, и ты бы ему на том острове, что пред Онежским устьем, церковь ставить и монастырь соорудить велел; и прочет сию нашу грамоту и списав с нее список слово в слово, оставил у себя в съезжей избе, а сию нашу грамоту отдал бы есмя тому, кого отец наш и Богомолец Великий Государь Святейший Никон Патриарх Московский и всея великия и малыя и белыя России с сею нашею грамотою в Каргополь пришлет.



Писана в Москве лета 7164 (1656 г.) июня в 3 день



На первоначальное устроение Онежского Крестного монастыря - царь пожаловал 6 000 рублей, кроме того для сбора средств на строительство монастыря Никон обратился к народу. Была собрана огромная для того времени сумма.


Храм Рождества Богородицы. Фото.
Церковь Рождества Богородицы

ПЕРВЫЙ ХРАМ


В первые годы существования Крестного монастыря Никон принимал активное участие в его судьбе. В январе 1657 года на Кий-остров отправился, с благословения Патриарха, старец Исаия, в обязанности которого входило также и поиск мастеровых людей, для постройки храма.


Согласно монастырской описи датированной мартом 1657 года говорится, о деревянной «церкви Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня». В этом храме на первых порах был установлен кипарисовый крест-мощевик, впоследствии нареченный, по месту своего местонахождения, Кийским. Этот крест стал главной святыней монастыря — специально заказанный в Палестине, выполнен по точному размеру креста Христова. Крест был украшен серебром и золотом, в него вложили более 100 мощей и христианских святынь. Крест сопровождали, как говорит монастырское предание, стрельцы с пушками. Сам Никон с крестным ходом под звон колоколов всей Москвы провожал святыню в далекий путь.


Строительством первых сооружений на острове с 1656 по 1659 гг. руководили старцы Нифонт Теребинский и Исаия, а также стольник Василий Парамонович Поскочин — доверенные лица Никона. Они работают по указаниям Никона, под его неослабным контролем. В 1660 году (по другим сведениям — в конце 1659-го) Никон сам приезжает на Кий-остров и живёт здесь, руководя строительством, почти весь год.


Надкладезная церковь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста с хозяйственно-келейным корпусом. Фото.
Надкладезная церковь Происхождения Честных Древ
Животворящего Креста с хозяйственно-келейным корпусом

«И построиша, — пишет биограф Никона Иван Шушерин, — вновь соборную церковь велику каменну во имя Воздвижения Честнаго Креста Господня и ископаша кладезь великий из камени дикаго, и на том кладезе построиша церковь, каменную ж во имя Происхождения Честнаго Креста Господня, бе бо той кладезь вельми угоден и на всякия монастырския потребы воды довольно».
Также трудами Никона была устроена система сбора пресной воды по образцу палестинских монастырей.


2 сентября 1661 года Патриарх освятил Крестовоздвиженский соборный храм, 8 сентября 1660 года им же была освящена третья деревянная церковь Всех Святых; она сохранилась до наших дней, а 16 сентября — церковь Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня над ископанным им колодцем. Впоследствии деревянных храмов уже не возводили, строили только часовни. На другой день Никон покинул Кий-остров и более не возвращался.


В 1680—1689 годах Крестный монастырь приписывается к подмосковному Ново-Иерусалимскому монастырю, и композиционный замысел всего ансамбля завершается учениками Никона монахами этого монастыря после его смерти в 1681 году.


НАЧИНАЯ С XVIII ВЕКА МОНАСТЫРЬ
ПОСТЕПЕННО ПРИХОДИЛ В УПАДОК


Благодаря поддержке царя и покровительству Никона, Крестный монастырь вскоре становится крупнейшим землевладельцем русского Севера – в качестве вотчинных земель ему были переданы большие территории в Поморье, по реке Онеге. Вотчины были известны своими соляными варницами, рыболовными и зверобойными промыслами, смолокурением и лесозаготовками.


Вплоть до конца XVII века Крестный монастырь активно строился. Все сколь-нибудь значимые строения построены здесь именно в эту пору. Начиная с XVIII века монастырь постепенно приходил в упадок.


9 июля 1854 года во время Крымской войны, монастырь перенёс разорение от английских войск, высадившихся на Кий-острове. В 1855 году здания монастыря пострадали от пожара, однако были вскоре восстановлены.
В 1870 г. правительством была выделена сумма в 9000 руб. на восстановление монастыря.


Убранство Крестовоздвиженского собора. Фото.
Интерьер Крестовоздвиженского собора

В 1880 году архиепископ Макарий (Миролюбов) отмечал в своей «Записке об Онежском Крестном монастыре»: «Положение Крестного монастыря некогда было видное, и монашествующих имелось в нем до 70 человек, под управлением архимандритов; в настоящее же время, по бедности его, вследствие его местоположения, оскудения благотворителей и весьма ограниченных доходов, получаемых, кроме суммы, отпускаемой из казначейства, от отдаваемых в аренду земель и небольшого дохода с приходящих кораблей за пресную воду, число братства весьма малочисленное, которым полагается общая трапеза. Больниц, богадельни и училища при монастыре нет, божественная служба, по уставу монастырскому, исполняется каждодневно».


Подобно Соловецкому и другим монастырям, Крестный был местом ссылки и заточения. Наиболее известным ссыльным был епископ Лев (Юрлов), который с 1730 года по 1742 год содержался «за караулом в келье неисходно» (до сих пор сохранилась каменная келья, в которой коротал годы заключения бывший Воронежский архипастырь). В XIX веке ссыльный контингент был представлен на Кие главным образом раскольниками.


ЖИЗНЬ МОНАСТЫРЯ ВО ВРЕМЯ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ


В состоянии постепенного оскудения монастырь просуществовал до 1922 г., когда и был упразднен. Реликвии и документы, хранившиеся в нем, частью подверглись разграблению и надруганию, частью из них оказались в различных собраниях и архивах.


Осенью 1923 г. начались работы по передаче сооружений бывшей Крестной обители Дому отдыха, получившему название «Кийский». 18 июня 1924 г. он был открыт, став тем самым первым санаторно-курортным учреждением на Севере. В тот сезон на Кий-острове отдохнул 50 лесопильщиков – жителей г. Онеги.


На протяжении многих лет в хозяйственную деятельность Дома отдыха были вовлечены многочисленные строения Крестного монастыря. Так, например, долгое время Крестовоздвиженский собор использовался как клуб. В 1960 г. в нем была построена кинобудка, а в алтарной части устроена сцена. Каменный келейный корпус «на погребах» на протяжении нескольких десятилетий использовался как хранилище для овощей и под кабинеты администрации, а в трапезной одностолпной палате устраивались танцы. В деревянных келейном (гостеприимном) и настоятельском корпусах до настоящего времени размещаются «номера» для отдыхающих, пункт проката, бухгалтерия, библиотека и администрация.


НАДЕЖДА


Богослужения, хотя и очень нерегулярные, возобновились в монастыре лишь в 1990-е годы. В августе 2016 года в Крестовоздвиженском соборе состоялась первая за полтора века архиерейская литургия, давшая надежду на то, что рано или поздно — на Кие восстановится полноценная богослужебная и монашеская жизнь.


«Звон небольших колоколов тихо разносился по старым хвоям,...»



 Вид на остров и монастырь с высоты птичьего полета. Фото.
Вид на остров и монастырь с высоты птичьего полета

Остров Кий, или лучше небольшая группа островков, поднимаются из моря, в виду устья Онеги, обточенными временем и вечными приливами скалами; при полной воде имеются только три острова, при малой их много; скалы словно обрезаны надвое тою горизонтальною чертой, до которой поднимаются приливы; под нею не цепляется за скалы ни единой травки, ни одного корешка, и они вечно лоснятся в своем розовом обнажении, вечно обмываемые; над этою чертой непосредственно начинаются мхи и травы и поднимается старый хвойный бор, в гущах которого приютились три монастырские церкви. Мы пристали к острову на вельботе, и жаль было смотреть, как постукивали белые бока его, как царапался киль о твердые граниты благодаря двигавшейся волне. От берега идет некрутой подъем, и так как гранитные глыбы, составляющие весь остров, вовсе не удобны для хождения, то проложены по ним доски, по которым мы и следовали. Великий князь был встречен у ворот обители настоятелем архимандритом Ювеналием и братиею, которой здесь всего десять человек. Звон небольших колоколов тихо разносился по старым хвоям, позлащаемым опускавшимся солнцем. Вследствие свежего ветра, несмотря на канун Петрова дня, никого молящихся на пустынном островке не было, кроме нас.


К. К. Случевский. По Северу России. Путешествие Их Императорских Высочеств Великого Князя Владимира Александровича и Великой Княгини Марии Павловны в 1884 и 1885 годах. Том II (1886)





Адрес монастыря:

Архангельская область, Онежский район, Кий-Остров


Проезд:

От г. Онеги по Белому морю на баркасе дома отдыха "Кийский". Баркас ходит в часы прилива, летом один или два раза в сутки, весной и осенью - только служебные или эпизодические экскурсионные рейсы; билеты приобретаются только заранее в дирекции дома отдыха, находящейся в г. Онеге.

 Кий-остров пляж. Фото.
Пляж Кий-остров