Свято-Никольский женский монастырь


Свято-Никольский женский монастырь
Фото нач. ХХ века. Свято-Никольский женский монастырь

Основателем Никольского монастыря был святой Дмитрий Прилуцкий. Это произошло в 1348 году. Тяжелые времена: татаро-монгольское иго, как писали летописцы того времени, «вся Россия испытала тогда гнев Небесный: явилась жестокая язва, известная в летописях под именем черной смерти. Нельзя, - говорят летописцы, - вообразить зрелища столь ужасного: юноши и старцы, супруги, дети лежали в гробах друг подле друга; в один день исчезали многочисленные семейства. Практически каждый священник поутру находил в своей церкви до тридцати усопших, а бывало и более; отпевали всех вместе, и на кладбищах уже не было места для новых могил. Некоторые люди спешили оставить мир и заключались в монастырях или отказывали церквам свое богатство; питали, одевали нищих и благодеяниями готовились к вечной жизни». И тогда в разных уголках нашей земли стали возникать пустыни и зарождаться монастыри.


Рождение Димитрия


Св. Димитрий с житием (икона работы Дионисия) Фото.
Святой Димитрий с житием (икона работы Дионисия)

О Димитрии Прилуцком известно, что он родился в деревне Веслево под Переславлем-Залесским, в благочестивой купеческой семье Подкопаевых. Его мало занимали торговые дела отца — не о богатствах скоропреходящих он думал и не об утехах здешней жизни: душа его стремилась у небесному и вечному сокровищу, уготованному Христом Спасителем для тех верующих, которые из любви к Нему оставили не только мирские блага, но даже и самых близких по крови: иже оставит дом, или братию, или сестры, или отца, или матерь, или жену, или чада, или села имене Моего ради, сторицею приимет, и живот вечный наследит (Мф. 19, 29). Все более и более созревала его мысль о вступлении на «тесный и скорбный путь» иноческого жительства, поэтому неудивительно, что он решился на монашеский постриг (принял его там же, в Переславле, в Горицком монастыре, а потом и священный сан.). «Тотчас после этого задумал преподобный основать в Переславле новый общежительный монастырь на месте, называемом "на Болоте" у Переславского озера, и поставил церковь во имя святого Николая чудотворца, не только освящая отечество свое устроением сей обители, но и сам являя собой образ Христов, с любовию поучая всех добродетельному житию».


В 1354 году произошла первая встреча преподобных Димитрия Прилуцкого и Сергия Радонежского. Встретились они в Переславле, куда преподобный Сергий прибыл для рукоположения в сан пресвитера. Под влиянием бесед со святым Игуменом преподобный Димитрий ввел в Никольском монастыре общежительный устав, неизвестный до того на Севере Руси. Преподобный Димитрий часто посещал игумена Сергия для духовных бесед о том, как бы лучше управить иноческим общежитием и людей избранных привести к Богу. По преданию, и преподобный Сергий посещал своего духовного друга в устроенной им обители и молился здесь в Никольском храме.
Основанный святым Димитрием Никольский монастырь быстро приобрел известность и стал привлекать множество молящихся. В 1368 году по совету преподобного Сергия Радонежского святой Димитрий, избегая людской славы и ища уединения, ушел из Переславля в Вологодские земли и основал там знаменитую Спасо-Прилуцкую обитель.


Судьба монастыря


В последующей своей истории Никольский монастырь подвергался разорению и разграблению. Так было в 1382 году, когда ордынский хан Тохтамыш совершил поход на Москву и дальше на север. В числе других городов был разрушен и Переславль. Н.М. Карамзин так описывает гибель города: «Жители Переславля бросились в лодки, отплыли на средину озера и тем спаслись от погибели; а город был сожжен неприятелем». Среди спасшихся были и монахи Никольского монастыря. Когда пожар утих, они вернулись на пепелище, чтобы восстановить обитель. Простояла обитель потом почти 30 лет. В 1408 году на Русь двинулись отряды эмира Эдигея. Взять Москву врагу не удалось. «Но следы сего ужасного нашествия остались надолго неизгладимыми. "Вся Россия, – пишут современники, – … была потрясена сею грозою. Целые волости опустели. Кто избавился от смерти и неволи, тот оплакивал ближних или утрату имения. Везде туга и скорбь. … Многие удивительные знамения также возвестили гнев Божий: со многих святых икон текло миро или капала кровь"». Отрядами Эдигея был разорен Переславль, а с ним – сожжен и Никольский монастырь. Восстанавливать обитель начали лишь во второй половине XV века при Василии III, при котором завершался процесс объединения земель вокруг Москвы. Возродившись, Никольская «на Болоте» обитель быстро стала процветающей, имела свои пахотные угодья и крестьян, а также получала щедрые жертвы от молящихся.


Фото. Никольский женский монастырь.
Никольский собор

В 1609 году обитель подверглась полному разорению от польско-литовских захватчиков в Смутное время - снова уничтожило Никольский монастырь .


Возрождать его взялся старец Дионисий - будущий известный схимонах и затворник. Согласно преданию, еще до принятия пострига ему было видение: святитель Николай велел ему когда-нибудь возобновить обитель его имени... После смерти Дионисия его дело продолжил игумен Варлаам. Он построил каменную шатровую колокольню, а в 1680 году заложил летнюю соборную церковь во имя свт. Николая Чудотворца. Строительство продолжил игумен Питирим, который управлял монастырем с 1704 по 1719 год. Примечательно, что в монастырь он попал... раскольником. Но, как отмечают монастырские летописи, благодаря духовному влиянию обители обратился в Православие и, как это часто бывает, стал одним из ярых борцов с расколом. При преемнике игумена Питирима в 1721 году было закончено строительство Никольского собора на средства московских благотворителей Герасима Обухова и его супруги Ирины.


Корсунский крест в обители


Фото. Корсунский крест и иконостас.
Корсунский крест

Одной из главных монастырских реликвий был Корсунский Крест. В обитель он попал в середине XVII века — предполагается, что в Переславль его привезли паломники из Суздаля.


Происхождение корсунских крестов относят к X веку. По преданию, еще святой равноапостольный князь Владимир принес в Киев из Корсуни (Херсона) десять таких крестов с частицами мощей святых угодников. От города Корсуни они и получили свое название – «Корсунские». Эта древняя православная святыня, принесённая когда-то паломниками - Корсунский крест с мощами 19 святых угодников Божьих. Как известно, корсунскими принято называть святыни наиболее древние по происхождению, а также напоминающие их по форме. Корсунский Крест и чудотворный образ Святителя Николая, по предположениям очень древний, относящийся ко времени основания обители, были главными ее святынями. До нашего времени сохранилось несколько корсунских крестов, один из которых, ранее находившийся в Никольском монастыре, долгое время хранился в историческом музее Переславля-Залесского.


Упадок обители


Фото. Общий вид монастыря.
Общий вид монастыря

Так получилось, что после игумена Питирима настоятели Никольского монастыря стали часто меняться. С 1776 по 1896 год в Переславском Никольском монастыре сменились тридцать пять настоятелей, то есть каждый управлял по три-четыре года. По-настоящему внести вклад в его благоустройство удавалось немногим. Пожалуй, лишь игумен Иаков (Певницкий) успел возвести церковь Благовещения Пресвятой Богородицы и Святые ворота с надвратной церковью во имя святых апостолов Петра и Павла. А в 1861 году архимандрит Филарет обнес монастырь каменной оградой. Это не могло благоприятно влиять на устройство обители – богослужебная и хозяйственная ее жизнь постепенно пришла в упадок.


Монастырь стал женским


К 1896 году братия монастыря насчитывала пять-шесть человек. Колокольня, храмы, жилые постройки нуждались в капитальной реставрации. Жители Переславля проявили беспокойство о древней святыне своего города. Для обновления Никольской обители они решили ходатайствовать перед Святейшим Синодом о переименовании Никольского мужского монастыря в женский. Предписанием Святейшего Синода от 10 июня 1898 года заштатный Никольский мужской монастырь был обращен в общежительный женский.


Из Свято-Успенского монастыря города Александрова прибыли четыре монахини и восемь послушниц. В 1899 году была отремонтирована покосившаяся, угрожавшая падением колокольня. В том же 1899 году был произведен капитальный ремонт двухэтажного келейного корпуса с настоятельскими покоями, возведены несколько хозяйственных построек. В 1900 году в Благовещенском храме была возобновлена придельная церковь Сретения Господня. Причиной возобновления придела послужила теснота теплой церкви для собирающихся богомольцев. Из этого можно сделать вывод, что жители Переславля во множестве стали посещать Никольский женский монастырь, несмотря на его местоположение на болоте, невзирая на размытые дороги осенью и снежные заносы зимой.


В том же году на средства благотворителей с южной стороны теплого Благовещенского храма была сооружена каменная двухэтажная ризница. Вся церковная утварь отреставрирована и заново вызолочена, приобретены двенадцать парчовых облачений для священнослужителей. Причем золотым шитьем по ним занималась сама матушка игумения Антония по особому расположению к этому рукоделию.


В 1902 году была освящена новая придельная церковь Благовещенского храма во имя Всех святых, а также выстроен еще один двухэтажный каменный келейный корпус.


В 1903 году один из благотворителей привез в Никольский монастырь икону преподобного Серафима Саровского, освященную на мощах святого старца в день его прославления 19 июля (1 августа) 1903 года.


В это время Никольский монастырь был полностью благоустроен, сиял благолепием и красотой. Заметно возросло число насельниц, к 1903 году их было уже около ста человек.


В монастырских архивах сохранилось ее описание 1903 года, которое приводится в книге Ф. П. Делекторского «Николаевский женский монастырь в городе Переславле, Владимирской губернии»: «В алтаре святой престол и жертвенник покрыты весьма ценными, блестящими металлическими облачениями. Иконостас на серебряном фоне весь золоченый с иконами новой живописи. Чтимая икона святителя Николая находится по правую сторону иконостаса на повороте впереди правого клироса, а с левой стороны на таком же месте водружен Корсунский Крест. В трапезной части храма находятся в иконостасах за массивными стеклами две иконы прекрасного старинного письма: Спасителя и Божией Матери Владимирской. Личными трудами матушки игумении Антонии эти иконы (вышиною три аршина, шириною около двух аршин (1,9 х 1,3 м) покрыты металлическими вызолоченными ризами и убраны самоцветными камнями, а по местам обнизаны жемчугом и бисером. Сам храм очень обширен в три света; полы сделаны новые из заграничной лещины».


Фото. Последний настоятель Никольского собора протоиерей Евгений Елховский с сестрами обители и воспитанницами приюта .
Последний настоятель Никольского собора протоиерей Евгений Елховский с сестрами обители и воспитанницами приюта (примерно 1915 год)

После революции Никольская обитель претерпевает значительные разрушения – были взорваны соборный храм Святителя Николая и древняя колокольня, снесена ограда. В некоторых хозяйственных и жилых постройках новые городские власти поместили животноводческую базу. В келейном сестринском корпусе разместилась школа-интернат для слаборазвитых детей. Оставшиеся помещения, в том числе и святые алтари храмов, заняли жильцы. О судьбе большинства сестер и духовенства обители после революции сведений не сохранилось.


Возрождение монастыря и его духовности


В конце декабря 1992 года. Святейший Синод постановил: Свято-Никольский монастырь возвратить Церкви. По сути вернуть то, что осталось от осквернённой обители. Но уже спустя полтора месяца здесь появились первые насельницы – две инокини из Толгского монастыря города Ярославля. Разместились они сначала в здании бывшей Благовещенской церкви, которая в течение последних десятилетий служила жилым домом и складом.


Без промедления сестры начали готовить церковь к богослужениям. Им помогали и многие жители Переславля, которые не могли оставаться безучастными и братья-монахи из Никитского монастыря. Всем миром с Божьей помощью 7 апреля, в престольный праздник Благовещенского храма, в Никольском монастыре отслужили первую литургию. А через две недели 20 апреля 1994 года, на праздник преподобного Даниила, Переславского чудотворца, произошло еще одно знаменательное событие. Из исторического музея в Никольский монастырь были перенесены мощи этого чтимого Переславского святого. Святые мощи преподобного Даниила в течение двух лет освящали своим пребыванием обитель, пока 20 апреля 1996 года не были перенесены на место своего постоянного пребывания во вновь открывшийся Переславский Свято-Троицкий Данилов монастырь, основанный святым подвижником и названный в его честь.


Никольский женский монастырь живо восстанавливался, и к началу 1995 года здесь насчитывалось десять монахинь, стало возможно ввести чтение Неусыпаемой Псалтири. В 1995 году обществом «Ярославская икона» были подарены колокола и сооружена временная звонница.


Колокольня Никольского монастыря.
Колокольня Никольского монастыря

Когда в обители начали отмывать стены и своды Благовещенского храма, то под слоем грязи и штукатурки открылись росписи. Чудо что, они оказались в хорошем состоянии. Их очистили и отреставрировали художники из Санкт-Петербурга. Через некоторое время нашлись благотворители, которые пожертвовали необходимые средства на резной вызолоченный четырехъярусный иконостас. Одновременно с установкой иконостаса над Благовещенским храмом возвели пять куполов и установили на них золоченые кресты.


Знаменательным событием в жизни Никольского монастыря стало его посещение Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием. Со времен Петра Великого предстоятели Русской Православной Церкви не посещали Переславль-Залесский и его святыни. 23 августа 1997 года Святейший Патриарх Алексий прибыл в обитель. Он подарил насельницам образ святителя Николая Чудотворца в золоченом окладе. На время пребывания в обители Предстоятеля Русской Православной Церкви из исторического музея в иконостас Благовещенского храма на несколько часов был возвращен Корсунский крест. После коленопреклонной молитвы у Корсунского креста Святейший Патриарх Алексий обратился к присутствовавшим с пастырским словом: «Крестом Христовым мы ограждаемся от бед и скорбей. Крест – хранитель вселенной. И у каждого из нас есть свой жизненный крест. Взирая на этот святой крест, мы должны с терпением и с помощью Божественного Крестоносца Господа Спасителя нашего нести наши малые кресты. Будем же терпеливо трудиться на том послушании, на которое поставил каждого из нас Господь».


В том же году монастырь получил пахотные угодья в Годенове, а стоящий там храм святителя Иоанна Златоуста стал, соответственно, подворьем Никольского монастыря.


Благовещенская церковь и келейный корпус монастыря.
Благовещенская церковь и келейный корпус монастыря.

КАК ВОЗДВИГАЛИ ХРАМ


Замысел по строительству собора, по тем временам казался не реальным, ведь в обитель не были проведены никакие коммуникации. Но благодаря умению и трудолюбию местного архитектор Вячеславa Ижиковa, он сделал эскизы к будущему храму. Патриарх Алексий II благословил проект, особенно отметив его величие и красоту.


Строительство началось в конце мая 1999 года. И спустя три месяца на фундаментной плите заложили храм. Строители действовали дружно и быстро. За год на строительной площадке уже высились соборные стены. А еще через три все основные работы были завершены.


Всех кто входит в храм встречает красивая мозаика, с изображение Николая Чудотворца в полный рост. А украшением собора стал золоченый четырехъярусный иконостас.


12 сентября 2003 года на знаменательный праздник покровителя города - святого благоверного князя Александра Невского, отслужили первую торжественную службу, которую возглавил архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл в сослужении сонма духовенства Ярославской епархии.


Благовещенская церковь

Одновременно с соборным храмом стараниями и усилиями ктитора возвели трехэтажный келейный корпус для сестер. Его возвели на месте сгоревшего за 10 лет до этого обветшавшего здания. В новом корпусе имелись домовая церковь и архиерейские покои во имя преподобного Сергия Радонежского Чудотворца.


Колокольня


В 2004 году при соборе начали строить звонницу. Ее проектировал тот же архитектор Вячеслав Ижиков. Набор колоколов, самый большой из которых весит почти восемь тонн, отлили на тутаевском колокололитейном заводе. А освятили их в мае 2005 года.


В том же году произошло еще одно большое и радостное событие, во вновь возведённом Никольском соборе отслужил литургию и всенощную патриарх всея Руси Алексий II. В этот раз он преподнес игумении Евстолии Смоленский образ Божией Матери. Его Святейшество произнес незабываемые слова: «Поистине, Бог поругаем не бывает! Разве могли мы предполагать восемь лет назад, посещая эту порушенную годами лихолетий обитель, что будем сегодня молиться в этом боголепном и величественном, вновь возведенном Никольском соборе!»
Особые слова благодарности Святейший Патриарх высказал ктитору обители В.И. Тырышкину и его семье. На торжественной трапезе ктитор монастыря вручил Святейшему Патриарху выполненную ювелирами копию Никольского собора.


Фото иконостас в соборе.
Иконостас

Вновь построенный храм представляет тип крестово-купольного собора с тремя престолами, как это и было исторически. Главный престол посвящен святителю и чудотворцу Николаю, два боковых – правый – основателю монастыря преподобному Димитрию Прилуцкому и левый – небесному покровителю строителя собора мученику Виктору, именно так, как это было и в храме XVIII века. (Исторически он был освящен в честь преподобного Герасима «иже на Иордане» – небесного покровителя Герасима Обухова, строителя прежнего собора, взорванного в 1937 году).


2006 год для истории монастыря отмечен началом работ по росписи Никольского собора. К Пасхе 2007 года росписи придела преподобного Димитрия уже были завершены. Автор росписей Александр Деркачев исполнил их в ярком колорите древнерусской московской живописи XIV–XV веков. Придел мученика Виктора решен в другой живописной традиции – византийской. Автор – Самсон Марзоев за основу композиционного решения взял ранневизантийские мотивы, с имитационным использованием разнообразных пород мрамора. Под руководством С.Марзоева производятся и работы по росписям алтаря Никольского собора.


Фото Росписи Никольского собора.
Росписи Никольского собора.

Росписи Никольского собора.

ОБРЕТЕНИЕ СВЯТЫХ МОЩЕЙ


В жизни монастыря произошли такие знаменательных духовные события, как обретение мощей различных святых. Одно из них – обретение святых мощей благоверного князя Андрея Смоленского - они чудесным образом сохранились от поругания, а также о мощах переславского чудотворца Корнилия - долгое время они хранились в Никитском мужском монастыре. Также несколько лет назад из Рязанской епархии передали бесценный дар - частицу мощей святителя Николая, которая теперь находится в древнем образе небесного покровителя монастыря. А наместник киевской Китаевой пустыни архимандрит Прохор (Костюченко) прислал частицы мощей Киево-Печерских святых - теперь на пожертвования ктитора для них изготовлен вызолоченный ковчег.


Фото. Мощи благоверного князя Андрея Смоленского в Благовещенской церкви.
Мощи благоверного князя Андрея Смоленского в Благовещенской церкви

Некоторое время назад в Никольском монастыре установили умело изготовленную копию Животворящего Креста из храма села Годенова.


Фото. Мощи преподобного Корнилия Переяславского.
Мощи преподобного Корнилия Переяславского

МОЛИТВА ЖИВОТВОРЯЩЕМУ КРЕСТУ


Дивный чудодейственною силою четвероконечный и трисоставный Кресте Христов у подножия Твоего во прах распростертый, покланяюся Ти, честное Древо, отгоняющее всякое демонское стреляние и свобождающее от всех бед, скорбей и напастей. Ты бо еси Древо жизни, Ты бо еси очищение воздуха, освящение Святаго Храма, ограждение жилища, охранение одра моего, просвещение ума моего, сердца и всех моих чувств. Твое святое знамение ограждает мя со дня моего рождения, просвещает мя со дня моего крещения; оно со мною и на мне во вся дни живота моего на суше и на водах; оно же сопровождати мя будет до могилы, осенит и прах мой; оно бо, святое знамение чудодейственнаго Креста Господня, возвестит всей вселенней о часе всеобщаго воскресения мертвых и последняго страшнаго и праведнаго суда Божия.
О Кресте Всечестный осенением Твоим вразуми, научи и благослови мя, недостойнаго, всегда несомненно верующаго в непобедимую силу Твою, огради мя от всякаго врага и супостата, исцели вся недуги моя душевныя и телесныя.
Господи, Иисусе Христе Сыне Божий! Силою Честнаго и Животворящего Креста Твоего, помилуй и спаси мя грешнаго. Аминь.




Адрес монастыря:

152020 Ярославская область,
г. Переславль-Залесский, ул.Гагарина, 43
Телефон: +7(962)206-82-15
звонить с 11:00 до 15:00 ежедневно, кроме воскресенья.
Факс: 8(48-535)3-06-45
Эл.адрес: eustolia@rambler.ru