РЮРИКОВИЧИ
ИСТОРИЯ ВЕЛИКОЙ РУСИ


Георгий Победоносец.
Георгий Победоносец

Российская государственность зарождалась в глубокой древности. Славяне селились по руслу реки Дунай, а затем постепенно осваивали другие территории.
В продолжение Ⅶ и Ⅷ веков восточная ветвь Славян, сосредоточившаяся на северо-восточных склонах Карпат, отливала мало-помалу на северо-восток и восток.
На новых местах жительства быт переселенцев изменился во многом.


На Карпатах эти Славяне, по-видимому, жили еще первобытными родовыми союзами. Черты такого быта мелькают в неясных и скудных византийских известиях о Славянах Ⅵ и начала Ⅶ века.
По этим известиям Славяне управлялись царьками и филархами, т.е. племенными князьками и родовыми старейшинами, и имели обычай собираться для совещания об общих делах.
Трудно представить себе общественный быт восточных Славян в эпоху их расселения по русской равнине. Наша древняя Повесть о начале Русской земли, описывая расселение восточных Славян, пересчитывает племена, на которые они делились, указывая, где поселилось каждое.


Так, на западном берегу среднего Днепра поселилось племя Поляне, к северо-западу от них, в дремучих лесах по южным притокам Припети, — поселились Древляне; к западу от них, по Западному Бугу, — Волыняне или Дулебы; против Полян, на восточном берегу Днепра, по Десне и Суле, жили Северяне; в соседстве с ними, по притоку Днепра Сожу, сидели Радимичи, а к востоку от них, по верхней Оке Вятичи; на верховьях трех рек — Днепра, Западной Двины и Волги, обитали Кривичи; к юго-западу от них, в болотистой и лесистой стране между Припетью и Западной Двиной, — Дреговичи; к северу от них, по Западной Двине, поселилась ветвь Кривичей Полочане, а к северу от Кривичей, у озера Ильменя и далее по реке Волхову, обитали Славяне новгородские.


На берегах Днепра расселились пришедшие с запада племена полян — они выделялись среди прочих более высоким уровнем развития культуры.
В тех местах позже был основан Киев, ставший центром первого Русского государства.

Князь Рюрик. Фрагмент установленного в 1862 г. В Новгороде памятника «Тысячелетие России».
Князь Рюрик. Фрагмент установленного в 1862 г. В Новгороде памятника «Тысячелетие России». Скульпторы М.О. Микешин и И.Н. Шредер, архитектор В.А. Гартман.

В древности славянские племена жили каждое своим родом, собираясь лишь время от времени на племенной совет — вече.


В сохраненных позднейшими памятниками скудных чертах мифологии восточных Славян можно различить два рода верований.
Одни из этих верований можно признать остатками почитания видимой природы. В русских памятниках уцелели следы поклонения небу под именем Сварога, солнцу под именами Дажбога, Хорса, Велеса, грому и молнии под именем Перуна, богу ветров Стрибогу, огню и другим силам и явлениям природы.


Дажбог и божество огня считались сыновьями Сварога, звались Сварожичами. Таким образом, на русском Олимпе различались поколения богов — знак, что в народной памяти сохранились еще моменты мифологического процесса; но теперь трудно дать хронологическое определение этим моментам.


Уже в Ⅵ веке, по свидетельству Прокопия, Славяне признавали повелителем вселенной одного бога громовержца, т.е. Перуна.
По нашей начальной летописи Перун является главным божеством русских Славян рядом с Велесом, который характеризуется названием «скотьего бога» в смысле покровителя стад.
Общественное богослужение еще нe установилось и даже в последние времена язычества видим только слабые его зачатки.
Ни храмов, ни сословия жрецов незаметно; на открытых местах ставились изображения богов, пред которыми совершались некоторые обряды и приносились требы, т.е. жертва.


Так, в Киеве на холме стоял идол Перуна, пред которым Игорь в 945 году приносил клятву в соблюдении заключенного с Греками договора. Владимир, утвердившись в Киеве в 980 году, поставил здесь на холме идолы Перуна, Хорса, Дажбога, Стрибога и других богов, которым князь и народ приносили жертвы, даже человеческие.


По-видимому, большее развитие получил и крепче держался другой ряд верований — культ предков. В старинных памятниках средоточием этого культа является со значением охранителя родичей род с его рожаницами, т.е. дед с бабушками — намек на некогда господствовавшее между Славянами многоженство.


Тот же обоготворенный предок чествовался под именем чура, в церковно-славянской форме щура; эта форма доселе уцелела в сложном слове прощур.
Значение этого деда-родоначальника, как охранителя родичей, доселе сохранилось в заклинании: чур меня, т.е. храни меня дед.
Но в народных преданиях и поверьях этот чур-дед, хранитель рода, является еще под именем дедушки домового, т.е. охранителя не целого рода, а отдельного двора


Рюрик (? — 879; правил 862 — 879)


С давних времен восточным славянам приходилось участвовать в войнах и племенных распрях, а также отражать вторжения норманнов, населявших Скандинавию.
В середине Ⅸ в. славянские и угро-финские племена, жившие в районе озера Ильмень и реки Волхов, объединились в племенной союз.

Однако между главами родов возникли раздоры, и тогда старейшины обратились к правителям варяжского племени русь, пригласив их на княжение. Военный вождь Рюрик и его братья Синеус и Трувор, собрав дружинников и весь свой род, в 862 г. переселились в славянские земли.

Cлавянские племена
В древности славянские племена жили каждое своим родом.

Рюрик начал княжить в Ладоге, Синеус обосновался в Бслоозере, а Трувор стал править в Изборске.
Два года спустя братья Рюрика умерли, и он присоединил их земли к своим. В отдаленные же города Рюрик отправил дружинников — чтобы те заставили «всякий люд» повиноваться.
Будучи язычником, Рюрик имел множество жен и наложниц.
Одна из них — Эфанда — родила ему сына Игоря, которому Рюрик перед кончиной завещал княжение.


Но ввиду малолетства сына князь поручил опеку над ним и правление Русью своему родичу и сподвижнику Олегу.

Олег Вещий
Олег Вещий

Олег Вещий (?—912; правил 879—912)


Олег не стал довольствоваться властью над новгородскими землями.
Собрав сильную дружину, он в 882 г. двинулся на юг. Покорив Смоленск, город кривичей, и Любеч, город северян, Олег дошел до Киева, где в то время властвовали варяжские вожди Аскольд и Дир.


Князь оставил главную часть войска на подступах к Киеву, а сам с несколькими дружинниками и малолетним Игорем высадился на берегу Днепра.
Он объявил себя купцом, направляющимся в Грецию, и пожелал увидеться с местными правителями. Чтобы показать свое миролюбие, Олег поднял на руки Игоря и направился к городским воротам.
Киевские правители поспешили навстречу гостям. К их изумлению, Олег обвинил Аскольда и Дира в том, что они незаконно овладели Киевом, в то время как имеется истинный наследник княжеской власти — Игорь. «Вот сын Рюриков!» — воскликнул Олег.


По его приказу воины, подоспевшие из засады, убили Аскольда и Дира.
Овладев городом и подчинив его жителей, Олег провозгласил Киев «матерью городов русских».
Так под его рукой объединились Северная и Южная Русь.

Олег прибивает свой щит к вратам Царьграда
Олег прибивает свой щит к вратам Царьграда (Константинополя).
Гравюра Ф.А. Бруни

Олег принялся энергично расширять и укреплять государство. Он победил древлян, обитавших на правой стороне Днепра.
Затем вытеснил из Восточного Поднепровья хазар, а северян и радимичей, которые ранее платили хазарам дань, подчинил своей власти.
На юго-западе для обороны земель от кочевников Олег строил крепости и закладывал города.


В 907 г. князь возглавил поход на Византию. Когда его войска дошли до самой столицы — древнего Константинополя, греки предложили заключить мир.

В 911 г. Олег повторил поход. В летописи говорится, что в этот раз более двух тысяч русских судов приблизились к Константинополю, но подойти к городу не смогли: бухта была перекрыта.
Тогда по приказу Олега суда извлекли на сушу и поставили на колеса — чтобы ветер смог их погнать к стенам византийской столицы. Величественный город и в этот раз запросил пощады.


Новый мирный договор, написанный на двух языках — греческом и русском, стал первым дипломатическим документом, в котором была упомянута «Русская земля».
В знак победы князь прибил свой боевой щит на ворота Константинополя.



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16