Святополк Окаянный (980-1019; правил 1015, 1017-1019)


Князь Владимир еще при жизни поделил свое государство на многочисленные уделы. У него было двенадцать сыновей, и каждый княжич стал наместником в своей земле.
Когда в 1015 г. Владимир скончался, в Киеве находился только его племянник Святополк, который и объявил себя новым великим князем.
В те дни его сводный брат, ростовский князь Борис, возвращался из похода на печенегов.
Он получил известие о кончине отца, но не стал предъявлять права на власть, не желая братоубийственной войны.

Несмотря на это, подосланные Святополком наемники убили Бориса. В соответствии с легендой, ростовский князь, зная о злодейских намерениях брата, долго молился, а затем смиренно ожидал своей участи.


Следующей жертвой Святополка стал муромский князь Глеб.


Оба брата были канонизированы в Ⅺ в. в лике мучеников-страстотерпцев.


Не желая разделить судьбу младших братьев, князь древлянской земли Святослав бежал в Венгрию.
Но в Карпатских горах его нагнали слуги Святополка и жестоко убили.


Новгородский князь Ярослав, получив сообщение об ужасной участи родичей, собрал войско и выступил в поход на Киев.
Навстречу ему уже шел Святополк с дружиной и отрядами своих союзников — печенегов.
Противники встретились у города Любеча, и киевляне потерпели поражение.

Святые Борис и Глеб.
Святые Борис и Глеб. Икона ⅩⅣ век.

Святополк бежал в Польшу под защиту своего тестя — короля Болеслава, а Ярослав занял киевский престол.


На этом вражда братьев не закончилась.
Польский король решил, что, поддерживая зятя, за счет русских земель он сможет расширить собственные владения.
В 1017 г. войска Болеслава и примкнувшего к нему Святополка разбили дружину Ярослава. Престол вновь отошел Святополку, однако реальным правителем был Болеслав.


Святополк недолго с этим мирился.
Спустя год он начал борьбу против тестя и в итоге вынудил его вернуться в Польшу.
Этим воспользовался Ярослав. В 1019 г. на реке Альте дружины Святополка потерпели сокрушительное поражение.
Он бежал в Богемские горы и там бесследно канул.
В народной памяти к имени братоубийцы прочно пристало прозвище Окаянный.


Ярослав Владимирович Мудрый (978—1054; правил 1015-1017,1019-1054)


Заняв повторно княжеский престол, Ярослав навел порядок в своих владениях.
При нем в Русской земле была учреждена кафедра митрополита. Первым митрополитом стал грек Феопемпт.
Но уже в 1051 г. собор русских епископов поставил на его место «мужа блага, книжна» Илариона, русского по происхождению.
Этим Ярослав стремился подтвердить суверенитет русской церкви, показать ее независимость от константинопольского патриарха.


Ярослав обладал богатым собранием книг — непомерной роскошью для того времени.
Оно стало основой первой на Руси общедоступной библиотеки, размещенной в соборе Святой Софии.


По повелению Ярослава был составлен первый свод законов, получивший название «Русская Правда».
Этот юридический документ регламентировал общественные отношения на всем пространстве русского государства.


Три с половиной десятилетия правления Ярослава снискали ему славу и любовь на Руси.
Народ дал ему прозвище Мудрый. За эти годы русское государство окрепло. Отстраивались старые и появлялись новые города — Ярославль, Юрьев, многие другие.
Прочной каменной стеной был обнесен Киев. Повсеместно возводились церковные сооружения.


Чтение народу Русской правды в присутствии великого князя Ярослава.
Чтение народу Русской правды в присутствии великого князя Ярослава. Художник А.Д. Кившенко.

Укрепились связи с Византией и государствами Европы.
Теперь уже и многие западные правители были не прочь породниться с киевским князем.
Ярослав был женат на шведской принцессе Ингегерде, а трех своих дочерей выдал замуж за французского, норвежского и венгерского королей, сына Всеволода женил на гречанке, родственнице византийского императора Константина Мономаха.


Ярославич (1024-1078; правил 1054—1068,1069-1073,1076-1078)


После кончины Ярослава Мудрого на Руси образовалось пять уделов, в которых княжили его сыновья.
Каждый из них претендовал на верховную власть. Киевский престол, титул великого (главного) князя, а заодно и новгородское княжение получил старшин сын Изяслав.
Святославу в наследство достался Чернигов и земли от Мурома до Тмутаракани. Любимому сыну Всеволоду Ярослав оставил Переяславль, Ростов, Суздаль, Белоозеро и Поволжье.
Вячеслав начал править в смоленских землях. Игорю достался Владимир-Волынский.

Желая покоя на Руси, Ярослав Мудрый установил для потомков новый порядок наследования, в соответствии с которым великий престол отходил старшему сыну.
В случае его кончины на престол мог претендовать следующий по старшинству брат. И так — до самого младшего.
Если какой-то из князей умирал, не достигнув великого княжения и Киеве, то его дети теряли свои права на наследство в княжеском роде.
Сыновья же умершего великого князя в случае, если престол отходил их дяде, не оставались в Киеве и получали земли наряду с прочими родичами.

Лист с заставкой «Изборника» Святослава — один из древнейших русских рукописных книг.
Лист с заставкой «Изборника» Святослава — один из древнейших русских рукописных книг 1073 г.

Первые годы после смерти Ярослава сыновья жили по заветам отца; сообща делили уделы, дружно воевали с кочевниками — горками (одно из тюркских племен) и печенегами.
В1061 г. из-за Волги на Русь пришли племена половцев и начали опустошать селения и убивать мирных жителей.
В этот период, когда единство удельных князей было необходимо, между ними то и дело возникали распри.
В 1068 г. дружины Ярославичей выступили против половцев, но потерпели сокрушительное поражение в битве на реке Альте.

Святослав бежал и укрылся в Чернигове, а Изяслав с Всеволодом отошли в Киев. Там собравшиеся на вече горожане обратились к великому князю Изяславу с просьбой дать им коней и оружие, чтобы защититься от половцев, но им было отказано.

Началось восстание, в ходе которого оба князя тайно покинули город, а киевляне возвели на престол полоцкого князя Всеслава.
Через семь месяцев Изяслав, поддерживаемый польскими наемниками, вернулся в Киев. Всеслав, не дожидаясь расправы, бежал и укрылся в лесах.


Завещание Ярослава


«...Имейте любовь между собой, потому что все вы братья, от одного отца и от одной матери. И если будете жить в любви между собой, Бог будет в вас и покорит вам врагов. И будете мирно жить.
Если же будете в ненависти жить, в распрях и ссорах, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов своих, которые добыли ее трудом своим великим, но живите мирно, слушаясь брат брата».

Ярослав Мудрый — сыновьям



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16