Юрии Владимирович Долгорукий (1090—1157;
правил 1149—1150, 1150-1151, 1155-1157)


Юрий Долгорукий добился киевского княжения на склоне лет. Прежде он слыл сильным правителем Ростово-Суздальской земли, которая по соглашению князей на Любечском съезде в 1097 г. досталась его отцу — Владимиру Мономаху.
Став правителем Руси в 1113 г., Владимир посадил в Ростове Юрия. Позже Юрий перенес столицу своей земли в Суздаль, а с обособлением своего удела от Киева стал властителем Ростово-Суздальского княжества.

Памятник Юрию Долгорукому в Москве.
Памятник Юрию Долгорукому установленный в Москве в 1954 году.
Скульпторы А.П Антропов, Н.Л. Штамм, С.М. Орлов.

Князь Юрий много сделал для укрепления северо-восточных земель Руси и их возвышения. Помимо Москвы, впервые упомянутой в летописи в 1147 г., он основал новые города: Переяславль-Залесский, Юрьев-Польской, Дмитров, Звенигород.
В этих городах процветала торговля, возводились прекрасные храмы. Со временем в состав Ростово-Суздальского княжества вошли захваченные Долгоруким Муром и Рязань, а также часть Поволжья.
По мере того как Древний Киев терял свое историческое значение, центр государства всё больше перемещался на северо-восток Руси.


Но неуемное властолюбие, а также желание расширить свою вотчину вовлекли Юрия в водоворот межкняжеских усобиц. После упорной борьбы с племянниками Мстиславичами ему, с третьей попытки, удалось занять вожделенный киевский стол.
Уже по тому, как Юрий поделил земли между сыновьями, можно судить, насколько ограниченно было отныне могущество великого князя киевского.
Он рассадил Юрьевичей недалеко от Киева, фактически «вокруг себя»: Андрея — в Вышгороде, Бориса — в Турове, Глеба — в Переяславле, Василька — в волостях по течению реки Рось, где жили в основном торки и берендеи — тюркские кочевые народы, родственные половцам, но служившие киевскому князю.


Отношения с другими княжествами теперь всё меньше основывались на договорных началах, и всё чаще споры решались с помощью меча. Великий князь Юрий почти все два года, что были отпущены ему на княжение в Киеве, провел в военных походах.

Церковь Спаса на Берестове в Киеве.
Церковь Спаса на Берестове в Киеве, где был похоронен Юрий Долгорукий.

Жители Киева не любили Долгорукого, хотя и чтили его как сына Мономаха. Еще Изяслав Ⅱ призывал киевлян на войну с черниговскими князьями, а заодно и с Юрием Долгоруким, но горожане, изъявляя готовность умереть за своего князя в борьбе с Ольговичами или Давыдовичами, так и не решились обнажить оружие против потомка Мономаха, хотя и относились к Юрию Долгорукому с недоверием.
Для них он был пришлый князь «из Залесья», неразборчивый в средствах достижения цели. Особенно не любили Долгорукого за то, что, заняв великокняжеский стол, он предавался мирским утехам, а государственные дела передоверил приведенным с собой суздальцам, унизив, таким образом, киевских бояр.
Однако правителем он был сильным и умел подбирать себе надежных советников, которым всецело доверял.

Памятник Юрию Долгорукому в Москве.
Основание Москвы.
Художник А. М. Васнецов

Весной 1157 г. Юрий Долгорукий умер в Киеве. У него было одиннадцать сыновей и две дочери. Сыновья Андрей, Михаил и Всеволод впоследствии занимали великокняжеский престол.


Первое упоминание о Москве


«В лето 1147 г. <…> прислал Юрий [Долгорукий] к Святославу [Ольговичу] гонца со словами: „Приди ко мне, брат, в Москов”. Святослав же поехал к нему с сыном Олегом и с небольшой дружиной, взяв с собой племянника своего Владимира Святославича. Олег поехал вперед и подарил Юрию пардуса [то есть гепарда]. И приехал за ними отец его Святослав, и так любезно расцеловались с Юрием в день пятницу, на Похвалу Святой Богородице, и возвеселились. Наутро повелел Юрий устроить обед, и сотворил великую честь им, и дал Святославу дары многие с любовью, и сыну его Олегу, и племяннику ёго Владимиру Святославичу, и всех дружинников Святославовых одарил по очереди. И затем отпустил их...»

Ипатьевская летопись


Андрей Юрьевич Боголюбский (1111 — 11 74;
правил 1169—1174)


После смерти Юрия Долгорукого борьба князей за великий престол продолжилась. В течение десяти лет право на власть оспаривали главным образом черниговский князь Изясдав Давыдович и внук Владимира Мономаха, смоленский князь Ростислав Мстиславич. Каждый из них успел за это время дважды покняжить в Киеве. Далеко идущие планы были и у правителя Ростово-Суздальской земли Андрея Юрьевича Боголюбского. Он мечтал подчинить Киев Владимиру — новой столице Северо-Восточной Руси.

Одиннадцать князей предоставили в распоряжение Андрея свои дружины. Эта объединенная рать в 1169 г. двинулась к Киеву. Два дня оборонялся находившийся тогда на престоле правнук Мономаха — Мстислав Изяславич, а затем бежал. Андрей Боголюбский занял город и стал новым великим князем. Однако жить в Киеве он не пожелал и оставил город на попечение младшему брату Глебу.

 Андрей Боголюбский.
Андрей Боголюбский.
Реконструкция внешнего облики по черепу. Выполнена М. М. Герасимовым

Андрей намеревался подчинить себе все русские земли. В первую очередь он желал уничтожить самостоятельность Новгорода — это, по его мнению, позволило бы взять под контроль торговлю с Европой. Зимой 1170 г. войско, состоявшее из дружин суздальцев, смолян, рязанцев, муромцев, появилось под стенами древнего города. В тот раз новгородцам удалось отбиться. Однако спустя совсем немного времени им пришлось уступить и признать своим князем сына Андрея Боголюбского, Юрия.


Роспись на сюжет повести об убиении Андрея в церкви Рождества Богородицы во Владимире.
Роспись на сюжет повести об убиении Андрея в церкви Рождества Богородицы во Владимире

Занятый усмирением непокорных Рюриковичей, князь Андрей не заметил, как в его ближайшем окружении созрел боярский заговор. Жестокий правитель изгонял или предавал смерти всех, кто выказывал малейшее неповиновение. В 1174 г. Боголюбский приговорил к казни своего родственника со стороны жены. Брат казненного и другие родичи решили ему отомстить: они вошли в княжескую опочивальню и расправились с Андреем. Затем заговорщики разграбили его дворец и сокровищницу. Только пять дней спустя, после того как беспорядки прекратились, верные слуги перевезли прах великого князя во Владимир, где похоронили в соборной церкви Успения Богородицы. Русская православная церковь канонизировала Андрея Боголюбского, принявшего мученическую смерть.



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16