Рождество-Богородичный Коневский мужской монастырь.


1393 год считается годом основания обители.



Икона Преподобного Арсения Коневского. Фото.
Икона Преподобного Арсения Коневского

Рождество-Богородичный Коневский мужской монастырь расположен на острове Коневец, что находится в семи километрах от западного побережья Ладожского озера.
В конце XIV века, дата варьируется между 1382 и 1393 годом, в поисках уединенного места для молитв сюда прибыл инок Арсений.
Медник по профессии, посвятивший себя с юношеских лет Богу, он подвизался в Лисогорском монастыре, и отправился на Афон, где принял постриг и пробыл три года, посетив Иерусалим и Царьград.


о. Коневец. Фото.
о. Коневец

В 1380 году иноки Святой горы Афонской, обители Живоначальной Троицы преподобного Сергия празднуют Рождество Пресвятой Богородицы.
В самый разгар праздника на Куликовом поле происходит сражение, которое привело к первой и очень важной победе русских.
Был или нет на этом празднике прп. Арсений — неизвестно, но поскольку его пребывание на Афоне падает как раз на этот период, вполне возможно, что был.


Общий вид Коневского монастыря. Фото.
Общий вид Коневского монастыря.

Через три года, почти одновременно (в течение летних месяцев 1383 года), происходят два важнейших события: на о. Коневец в первый раз прибывает прп. Арсений для создания обители; над Ладогой является чудотворный образ Божией Матери, получивший название Тихвинской иконы.


Существуют различные версии появления прп.Арсения на этом острове, но частичные совпадения при общем разночтении позволяют руководствоваться одной из них.
По этой версии, прибыв в Новгород из Афона и получив благословение Новгородского владыки Иоанна для поездки на север в 1382(83) году, Арсений отправляется по Волхову на Ладогу.


 Рождество-Богородичный Коневский мужской монастырь. Фото.
Рождество-Богородичный Коневский мужской монастырь.

Предполагается, что Арсений без особого промедления направился на Ладогу, и в этом же году попал на Коневец.
Но по источнику, он сначала побывал на Валааме, потом переплыл на о. Коневец. Нет сомнения, что этот путь от Новгорода совершался на речных ладьях (упоминается чёлн), которые недостаточно уверенно стоят на большой волне, а тем более ладожской.
На озёрных же, больших судах практически невозможно было пройти опасные Волховские пороги. На челне же было опасно выходить в открытую Ладогу, направляясь прямо к избранному острову.


Казанский скит Коневского монастыря. Фото.
Казанский скит Коневского монастыря.

Более протяжённый, но самый безопастный путь лежит вдоль подветренного — северного, высокого берега, изрезанного шхерами, где можно укрыться от непогоды.
Этим путем и раньше следовали путешественники, в том числе и скандинавы.
На этом пути лежит Валаамский архипелаг, а о. Коневец расположен на юго-запад от него, в угон такой волне.


Конь-камень с часовней. Фото.
Конь-камень с часовней.

Естественно, при подходе по накатной волне к острову, судно чудесным образом дважды прибивало к берегу.
Но по пути, как говорится в Сказаниях, св. Арсений приставал «без цели» к ладожскому берегу в истоке Вуоксы, что находится между Валаамом и о .Коневец.
Вспомним, что там находится древняя новгородская крепость Корела, упоминание о которой появились в ⅩⅠ веке, и где уже давно жили православные люди.
Прп. Арсений доставил на о. Коневец Святогорскую (Голубицкую) икону Пресвятой Богородицы, привезённую из своего паломничества.


Собор Рождества Пресвятой Богородицы Коневского монастыря. Фото.
Собор Рождества Пресвятой Богородицы Коневского монастыря.

Очевидно, к этому времени относится посещение Коневской обители Архиепископом Новгородским Евфимием.
Арсения, как сказано в источниках, «приветствовал на о. Коневец сподвижник его по Лисогорскому монастырю, в то время — святитель Евфимий, от этого залив на острове стал называться Владычной лахтой».
Возможно, это была поездка архиепископа Евфимия с какой-то значительной святыней, привезённой, может быть из Константинополя, с целью становления и поддержки монастырей на рубеже Руси, что соответствует историческим фактам и политике православной церкви того времени.


Коневский скит монастыря. Фото.
Коневский скит монастыря.

По имеющимся источникам, начинающего пустынника никогда не приветствовал (а тем более не встречал) архиепископ, кроме этого уникального случая, который, судя по всему, был важен для Русской православной церкви.
К нему на остров стали собираться единомышленники.
Он построил деревянную церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, которая в 1421 году, вместе с другими появившимися почти за 40 лет строениями была перенесена на более высокое место, которое не заливало водой во время Ладожских приливов.
Через несколько лет он снова направляется на Афон, и в 1393 году возвращается.

1393 год считается годом основания обители.


В 1444 году, в июне, прп. Арсений преставился, и почитание его началось сразу же после погребения в Рождественской церкви.
Коневская обитель с Божией помощью благополучно развивалось до 1580 года, пока всё Ладожское побережье не отошло к Швеции.


Рака с мощами Арсения Коневского в нижнем храме Собора Рождества Пресвятой Богородицы. Фото.
Рака с мощами Арсения Коневского в нижнем храме Собора Рождества Пресвятой Богородицы.

С 1594 года обитель воссоздаётся, но в 1610 году, после оккупации Новгородских земель, остров попадает во владение Швеции на целое столетие.
Шведы не хотели иметь рассадник православия на захваченной территории.
Монахи перебираются в Деревянницкий монастырь, увозя с собой святыни, в том числе Афонскую икону.
В дальнейшем этот монастырь сыграет значительную роль в возрождении обители на острове.
Петр Великий, прорубив широкое окно в Европу, отодвинул шведские границы, и Коневец вновь отошёл к России.
В 1799 году вместе с иноками на остров возвращается Коневская икона Пресвятой Богородицы. В самом начале XIX века судьба монастыря связана с иеромонахом Дамаскиным (Васильевым), известным Валаамским подвижником.


В 1867-1868 гг. в Финляндии был неурожай, люди умирали от голода, и монастырь дал кров и пропитание многим финнам, за что получил благодарность от Императора Александра Ⅱ.
Поскольку территория острова в 1918 году по Ленинскому декрету отошла к Финляндии, революционные отряды экспроприаторов не угрожали разорением Коневскому монастырю, в отличие от других обителей, вплоть до начала советско — финской войны 1939-1940 года.



Рождество-Богородичный Коневский мужской монастырь. Фото.
Рождество-Богородичный Коневский мужской монастырь.

Перед приходом отряда Красной армии на остров, Коневская икона и некоторые другие святыни были вывезены в Финляндию, но большая часть имущества, в том числе библиотека, иконостасы, колокола и служебные иконы подверглись осквернению и уничтожению.
Монахи и насельники, покинувшие обитель, поселились в Ново-Валаамском монастыре, в Финляндии, в которой и по сей день находится чудотворная Коневская икона и часть архива обители.


В 1990 году, после почти пятилетнего обсуждения вопроса передачи острова церкви, военно-морские силы покинули обитель, и начался непосильный труд по возрождению монастыря.
В 1991 году, в ноябре, были обретены мощи Преподобного Арсения, которые укрыли в подполье Рождественского храма покидавшие в 1940 году обитель монахи.
Это теперь главная святыня монастыря, ещё раз подтверждающая значимость Сказаний и Летописей в воссоздании истории страны.




Адрес: 188767, Ленинградская обл., Приозерский р-н, почтовое отделение Владимировка, остров Коневец Тел. +7 (812) 571-71-94,
Паломническая служба: +7 (812) 571-80-79
Подворье в Петербурге, Загородный пр. 7,