Житие преподобного
Антония Дымского чудотворца


Дни памяти:


17 января (30 января-по новому стилю) - прп. Антония Дымского
(прп. Антония Великого)
24 июня/7 июля - прп. Антония Дымского
(кончина в 1273 г.)
Рождество Предтечи Иоанна и день обретения мощей прп. Антония


фото преподобный Антоний Дымский чудотворец

Преподобный и богоносный отец наш Антоний Дымский родился в 1206 году в Великом Новгороде при князе Мстиславе Мстиславовиче ратном и во дни великого князя владимирского Всеволода (во святом крещении Дмитрия) Юрьевича Большое Гнездо. Родители, имена которых, к сожалению, остались неизвестными, как гласит предание, старательно насаждали в нем добродетели, с младенчества воспитывая Антония в христианском благочестии. С ранних лет он возлюбил Бога более всех видимых благ мира сего и почувствовал влечение к иноческой жизни. Каждый день отрок приходил в церковь и старался встать там в отдалении от других людей, чтобы во время пения и молитв не вступать ни с кем в беседы о вещах тленных и земных.


Однажды, когда в храме читали Святое Евангелие, в его душу глубоко проникли слова Спасителя: «Аще кто хочет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет» (Мф.16, 24). Так явился на нем Промысел Божий, который приводит избранных на предназначенный им путь. Размышляя над услышанным, он твердо решил покинуть родительский дом и путем иноческих подвигов приобрести спасение своей душе.


В 1225 году Антоний пришел в обитель Всемилостивого Спаса на Хутыни, недалеко от Новгорода, и просил основателя монастыря Варлаама облечь его в ангельский образ. Было ему тогда от роду девятнадцать лет. Не сразу игумен исполнил просьбу юного послушника. Прошло два года, прежде чем Варлаам, видя настойчивое и искреннее желание своего ученика, постриг его в 1227 году. С этого времени преподобный Антоний, являя совершенное послушание наставнику своему, всего себя предал Господу. Он старался казаться меньшим среди живущих в монастыре, хотя трудился подчас более других; тщательно и смиренно проходил порученные ему послушания, не пропуская при этом ни правила своего, ни служб церковных. Первым приходил в храм и последним покидал его.


В 1238 году возникла необходимость отправить кого-либо из братии по церковным делам в Византию к Вселенскому Патриарху. Смиренный Антоний, более всех преуспевший в духовных делах и добродетелях, был избран братией для совершения этого нового подвига. Посылая его в дальний путь, игумен говорил любимому ученику: «Иди, чадо, с миром. Господь да устроит путь твой. Если он покажется тебе слишком трудным и прискорбным, помни, что тесными вратами предстоит нам войти в Царствие Божие».


Получив благословение, Антоний отправился в свое опасное путешествие со словами самого Спасителя в сердце: «Не убойтеся от убивающих тело, и потом не могущих лишше что сотворити» (Лк. 12,4). Он многое претерпел, все преодолел на своем пути, благодаря Господа за ту стезю, которая вела его в Небесную Отчизну.


фото преподобный Антоний Дымский чудотворец

Неизвестно, какие именно нужды были причиной его посольства; однако по прибытии в Византию он был с честью принят патриархом. Антоний неоднократно беседовал с ним, внимая мудрым наставлениям святителя о том, как в небезмятежном мире следует управлять кораблем временной жизни, как подобает с кротостью и смирением преодолевать все злоключения, которые подстерегают нас в нашем земном странствии. Уладив все дела, выполнив свое поручение и всячески в этом преуспев, Антоний получил благословение и поспешил вернуться в Хутынскую обитель.


Перед своей кончиной Варлаам созвал плачущую братию. Утешая учеников, он заповедал им не ослабевать в посте, трудах и молитвах и жить каждый день как последний. Прощаясь, он сообщил, что наставником вместо себя, экономом их душ и телес оставляет сверстника своего, что означает равного ему в духовных дарованиях, Антония, который, водим его молитвою, возвращается сейчас из Византии. Братия недоумевала: как же Антоний станет их игуменом, если его нет в обители и неизвестно, где он сейчас находится? Но не успели еще смолкнуть слова их духовного наставника, как сам Антоний явился в монастыре, пришел в келью Варлаама, обнял своего учителя и передал ему патриарший дары, которые святитель послал как благословение игумену и для украшения монастыря.


Преподобный Варлаам с радостью встретил своего сверстника, принял принесенные им патриарший дары, вручил любимому ученику монастырь и всю братию. Затем, возложив на себя крестное знамение, предал всечестную душу свою в руце всех Бога, на память Павла исповедника, Патриарха Константинопольского, 6/19 ноября 1242 года.


Погребал Варлаама архиепископ Великого Новгорода с множеством прибывших на похороны иереев, игуменов и черноризцев.


После кончины учителя Антоний принял монастырское строение и имел неусыпное попечение о вверенной ему братии. В управлении монастырем он был верным блюстителем устава обители, оставленного преподобным Варлаамом. Исполняя его наказ, Антоний достроил каменную церковь Преображения, начатую еще его учителем, благолепно ее украсил и расписал(1).



1-Небольшой этот каменный храм простоял 273 года, сильно обветшал, после чего его разобрали, чтобы на этом месте по повелению великого князя Василия Иоанновича был построен новый Преображенский собор, который существует и поныне. Храм этот был освящен 6 августа 1515 года при игумене Сергии и по благословению митрополита Варлаама.


фото преподобный Антоний Дымский чудотворец

Меньше года Хутынскому монастырю суждено было украшаться и процветать заботами Антония. Смиренный ученик преподобного Варлаама предпочел безвестное подвижничество в лесной глуши многосложным и почетным заботам настоятеля. Однажды на молитве игумен долго, со слезами, просил Господа и Его Пречистую Матерь указать ему место упокоения его старости. Закончив молиться, он тайно, никому ничего не сказав, в 1243 году ушел из монастыря.


В одном из списков его жития говорится, что он покинул Хутынь из-за многолюдства. Там же мы узнаем о крамолах и прекословии братии. Они никак не хотели согласиться с тем, что после пятилетнего отсутствия тот стал их игуменом. После ухода Антония Хутынской обителью управлял преподобный Ксенофонт Робейский, впоследствии основавший свой собственный монастырь.


Немалое пространство преодолел Антоний, обходя горы и дебри, пока, наконец, не достигнул уединенного места, где сегодня стоит Антониево-Дымский монастырь и где теперь почивают его святые мощи. Внизу, у подножия холма, обнимая его, дышало свежестью небольшое озеро. Над его поверхностью, отражавшей небо и окрестный лес, поднимался, как дым, легкий белый туман, отчего и названо оно было Дымским. Полная первозданной тишины пустыня как нельзя лучше подходила для монашеской жизни.


Случилось это за сто сорок лет до явления чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери, которая в 1383 году, во дни правления московского князя Димитрия Иоанновича Донского, при митрополите Пимене и при архиепископе Великого Новгорода и Пскова Алексии, светозарно шествовала по воздуху в этих местах, невидимо носимая ангелами. Она семь раз являлась тогда перед очевидцами. Вначале ее видели рыбаки над водами Ладожского озера. Икона летела «по воздуху аки второе солнце идущи чрез великое езеро Нево, неизреченною скоростию паче орлова летания».


Затем чудотворная икона Пресвятой Богородицы перешла через Ладожское озеро, явилась близ реки Свирь в погосте Смолково. Потом она остановилась на реке Ояти в местечке, которое именовалось Вымоченицы. После этого икону видели на реке Паше, на Куковой горе, где она стояла всего один час. Затем икона явилась на горе в местечке Кошеле, пока не достигла реки Тихвинки, где останавливалась в двух местах. На левом низменном и болотистом ее берегу был поставлен храм Успения Пресвятой Богородицы. И никто не мог прикоснуться к чудотворной иконе во время ее дивного хождения по воздуху, но многие получали от ее созерцания чудесные исцеления от своих болезней. А так как мощи преподобного Антония Дымского были обретены непосредственно пред явлением чудотворной иконы, его именуют предтечей Тихвинской Божьей Матери.


фото преподобный Антоний Дымский чудотворец

Найдя обретенное место у Дымского озера очень удобным для монашеского поселения, Антоний воздвиг руки свои к небу и долго молился со слезами, благодаря Господа и призывая на избранное место благословение Творца. Затем, встав от молитвы, он поставил небольшой шалаш, который был огражден со всех сторон высокой травой и кустарником. А спустя некоторое время выкопал себе пещеру для зимнего пребывания и построил келью. Было ему тогда тридцать семь лет. Вторую половину жизни он провел уже в пустыне Дымской.


Днем работая, а в ночи предстоя на молитве, Антоний избегал телесного покоя. Для большего измождения своей плоти он постоянно носил на теле тяжелые вериги, а голову покрывал тяжелой (весом около шести килограммов) железной шляпой с широкими полями. Поля этой шляпы были прибиты к тулье гвоздями так, что острия врезались в голову преподобного. От этого на его честной главе образовывались незаживающие язвы. Тяжесть шляпы усиливала боль, напоминая Антонию муку тернового венца Спасителя. Существуют свидетельства, что шляпа эта лежала у раки преподобного вплоть до конца XIX века.


Дремучие дымские леса и топкие болота не могли надолго скрыть богоугодного жития преподобного от искренних последователей избранного им жизненного пути. По мере того как распространялся слух о его подвигах, вокруг него стала собираться братия. Многие хотели разделить вместе с ним труды, ночные молитвенные бдения, постничество, сердечное сокрушение и слезы святого покаяния, чтобы под его руководством приобрести смирение и чистоту сердца. Приходили к нему и монашествующие из других монастырей.


Так с течением времени глухая, безлюдная и дикая пустыня стала заселяться. Будущие насельники, посовещавшись между собой, с общего согласия, обратились к новгородскомукнязю Александру Ярославовичу Невскому с просьбой дать им жалованную грамоту на земли вокруг Дымского озера для создания на них монастыря.


По словам псковского пресвитера Василия, автора жития благоверного князя Александра, тот почитал священство и любил иноков, а потому повелел дать жалованную грамоту на земли для устройства обители. А бывший тогда в Новгороде архиепископ Исайя благословил поставить в ней деревянную соборную церковь преподобного Антония Великого, в честь ангела первоначальника Дымской пустыни, с пределом в ней Покрова Пресвятой Богородицы, и кельи для проживания монашествующих. Когда церковь эта пришла в ветхое состояние, на ее месте был построен деревянный двухэтажный храм с пределами: преподобного Антония Великого, а на втором этаже — святителя Николая Чудотворца. После возведения первого храма также была поставлена теплая церковь с трапезою во имя Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. В поприще от обители существовало монастырское кладбище.


После многих трудов, отдав ровно тридцать лет на построение своей обители и предвидя духом день своего отшествия ко Господу, Антоний собрал иноков, чтобы проститься с ними. Затем, приобщившись перед разлучением души от тела Святых Христовых Тайн, 24 июня (7 июля по н. с.) 1273 года, с молитвой на устах предал он свою душу ко Господу. Трудолюбивое тело его было положено на левой стороне в построенной его руками церкви преподобного Антония Великого. Всего же основатель и строитель Дымской обители прожил в многомятежном мире шестьдесят семь лет.


Господь прославил Своего угодника многими чудесами и нетлением мощей. Почти сто лет спустя, в 1370 году, в дни правления князя Димитрия Иоанновича Донского, его мощи были впервые обретены нетленными, и до сих пор мы можем с молитвой поклониться им.



Текст составлен священником Димитрием Пономаревым по рукописям жития преподобного Антония Дымского.

Издание Антониево – Дымского мужского монастыря.